Доказательство Дины
То, что способно погубить журналиста, может помочь родиться писателю. Причем в одном и том же лице. Напиши
Дина ГУДЫМ в республиканской газете вроде “Казправды”: “Обездоленные пенисонеры, встревоженные перепоями в работе шахтеров и возрастающим количеством упопленников, обратились с письмом к президенту, проебывающему в Японии” - и в кабинете главреда отечественная журналистика сразу понесла бы невосполнимую потерю.
А Дина употребила эти замечательные образцы опечаток в первом своем романе “Двоеточие со скобкой” и угодила в лонг-лист российской литературной премии “Дебют”. Это значит, что Гудым прошла предварительный отбор и вошла в число 100 авторов, из которых выбирается пятерка победителей.
За скобками
Номинально главная героиня романа - девушка, работающая в алматинском рекламном агентстве: симпатичная, модная, гламурная и при этом умная, потому что хочет замуж. Фактически же судьбы всех действующих лиц решают разные опечатки вроде фразы из электронного письма “Я люблю тебя”, в которой по запарке пропущена буква “т” (пример не из книги, а так, по жизни. - Т.Б.). Кто-то кому-то неправильно написал, тот неправильно понял, слово за слово, и жизнь пошла наперекосяк.
Конечно, можно разглядеть в таком подходе некую деланность - случаются в жизни ошибки похлеще грамматических, но художник на то и творец, чтобы кроить мир под себя. Хотя бы на бумаге.
Между тем книжка “Двоеточие со скобкой” очень легко усваивается. Но это не то фантастически детективное пойло, которое некоторые ушлые дяденьки и тетеньки употребляют прямо возле полок в книжных магазинах, делая вид, что проверяют зрение, разглядывая шрифты разного размера. У Дины в романчике присутствует реальный срез алматинской жизни и много иронии, которой, как известно, слишком много не бывает.
Причем ирония очень часто направлена на саму себя. Для пишущего человека это несомненный плюс.
Для пишущей женщины - подвиг.
- Дина, во-первых, поздравляю. А во-вторых, ты же понимаешь, что не бывает справедливых литературных премий - все раздается по знакомству или в угоду политическому моменту.
- Во-первых, спасибо. Во-вторых, я и не рассчитывала на награды. Мне, разумеется, мало что светит в основных номинациях. Но там есть отдельные призы вроде “За мужество в литературе”. Хотя и это вряд ли, я ведь девушка (смеется).
- То есть ты считаешь, что при объективном судействе обязательно попала бы в призеры? Это к вопросу о самооценке.
- Не знаю, мне все равно. Всякий, кто сочинил книгу, считает, что у него это здорово получилось - иначе зачем вообще писать? Поэтому - хотя многие будут пытаться бросить в меня камень - я считаю, что книга удалась. А кроме меня так считает известный литературный критик Лиля КАЛАУС. Мой роман написан популистским языком и упакован в хорошо продаваемую обложку гламура, но в целом он пропагандирует правильные вещи: любовь, семейные ценности...
При этом книга получилась очень женская. Это такой “Секс в большом городе” на алматинский манер. У меня нет проблем наркомании, маленьких пенсий или невыплаченных зарплат. Все крутится вокруг “твой позвонил, а мой не позвонил”, куда пойти и что надеть.
- Ну твой-то позвонил?
- Мне часто звонят. Вообще книга достаточно искренняя, но не автобиографичная. В ней много наблюдений за моей жизнью, жизнью подруг и компании, в которой я работаю (Дина - креативный директор рекламного агентства. - Т.Б.). По сути, “Двоеточие со скобкой” выросло из дружеского стеба внутри компании. Я замечала, что очень часто люди опечатываются в процессе электронной переписки, и это достаточно смешно. Процесс поиска и отбора подходящих опечаток занял примерно год. (Кроме перечисленных выше ошибок в книге есть и такие: “Парни говнялись за девушками, комический аппарат, обезбоживание и т.д. - Т.Б.)
Сложнее всего было с сюжетом. Я могу, к примеру, написать на полторы страницы про дождь, и это будет довольно интересно. Была проблема с тем, чтобы действие развивалось на протяжении всей книги. В конце концов я поняла, что правдоподобная писанина неинтересна ни мне, ни потенциальным будущим читателям. Вымысел привлекательнее в этом плане.
Вымысел с замыслом
- Кстати, о вымысле. Очень забавно читать, как молодые писательницы пытаются изобразить, что думают мужчины по поводу женщин. Что они думают у тебя?
- Это, знаешь ли, главный вопрос не только моей книги, но и всей жизни на земле: что же думают мужчины? И этому посвящено процентов 90 форумов и текстов в Интернете. Однако у меня в книге мужчины больше совершают поступки, а если говорят, то очень мало и по делу. Я, если честно, гонялась за красным словцом и старалась каждую фразу сделать емкой и остроумной. Да, к слову, я считаю, что мужчины умнее женщин.
- То есть ты хочешь сказать, что женщины глупее мужчин?
- Женщины более эмоциональны и импульсивны. Это мешает нам правильно оценивать обстановку.
- А ты согласна с тем, что все девушки хотят замуж, что бы они при этом не говорили?
- Согласна. В моем романе девушка, которая добивается своего и заполучает мужчину, тут же награждается медалью “Замужество”.Все девушки хотят замуж. Больше всего на свете.
Раньше, я думаю, проблема замужества не стояла так остро. Все испортил пресловутый гламур. Сейчас, если ты выйдешь замуж, то автоматически становишься неудачницей для своих свободных подруг. Они могут каждый день менять партнеров, поставить себе в квартире красное джакузи посреди зала и жить в свое удовольствие, а ты не у дел. Это новомодная философия жизни, навязанная производителями различных товаров. При этом каждый в итоге хочет получить идеальный вариант супруга, почерпнутый из глянца. И люди все дальше отходят от реальности...
У многих успешных девушек желание выйти замуж - это не желание сочетаться с конкретным мужчиной-водителем из соседнего офиса. Это больше абстрактная тяга заполучить идеального мужчину и получить вместе с ним все.
- Это плохо разве?
- Это нереально. Ты думаешь: вот за следующим поворотом будет вообще круто, а я дура, что ли, здесь останавливаться?! Так мимо всех перекрестков и проскочишь до самого тупика. Вымышленные персонажи ведь предпочтительнее, чем реальные. Я думаю, что это все от глянцевых журналов. Если бы люди перестали их читать месяца на полтора, жизнь бы круто изменилась. По большому счету, мир глянцевых изданий - это диалог между вымышленной редакцией и вымышленным читателем. В моей книге есть опечатка “глянцевые дурналы”. Она хорошо отражает, что я думаю. Возьми подшивку любого журнала за 10 лет - везде 20 способов доставить удовольствие партнеру и 30 способов сделать карьеру. Есть, конечно, и полезные советы, но в целом от глянцевых журналов только вред. Они создают искусственный мир, куда все хотят попасть, но со входом очень строго.
- А как тебе работа в рекламе?
- Ну нашу работу и работой в полном смысле слова назвать нельзя. Мы не копаем, не кладем кирпичи. Это такие игры для ума. Настоящая работа - она совсем другая.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
А Дина употребила эти замечательные образцы опечаток в первом своем романе “Двоеточие со скобкой” и угодила в лонг-лист российской литературной премии “Дебют”. Это значит, что Гудым прошла предварительный отбор и вошла в число 100 авторов, из которых выбирается пятерка победителей.
За скобками
Номинально главная героиня романа - девушка, работающая в алматинском рекламном агентстве: симпатичная, модная, гламурная и при этом умная, потому что хочет замуж. Фактически же судьбы всех действующих лиц решают разные опечатки вроде фразы из электронного письма “Я люблю тебя”, в которой по запарке пропущена буква “т” (пример не из книги, а так, по жизни. - Т.Б.). Кто-то кому-то неправильно написал, тот неправильно понял, слово за слово, и жизнь пошла наперекосяк.
Конечно, можно разглядеть в таком подходе некую деланность - случаются в жизни ошибки похлеще грамматических, но художник на то и творец, чтобы кроить мир под себя. Хотя бы на бумаге.
Между тем книжка “Двоеточие со скобкой” очень легко усваивается. Но это не то фантастически детективное пойло, которое некоторые ушлые дяденьки и тетеньки употребляют прямо возле полок в книжных магазинах, делая вид, что проверяют зрение, разглядывая шрифты разного размера. У Дины в романчике присутствует реальный срез алматинской жизни и много иронии, которой, как известно, слишком много не бывает.
Причем ирония очень часто направлена на саму себя. Для пишущего человека это несомненный плюс.
Для пишущей женщины - подвиг.
- Дина, во-первых, поздравляю. А во-вторых, ты же понимаешь, что не бывает справедливых литературных премий - все раздается по знакомству или в угоду политическому моменту.
- Во-первых, спасибо. Во-вторых, я и не рассчитывала на награды. Мне, разумеется, мало что светит в основных номинациях. Но там есть отдельные призы вроде “За мужество в литературе”. Хотя и это вряд ли, я ведь девушка (смеется).
- То есть ты считаешь, что при объективном судействе обязательно попала бы в призеры? Это к вопросу о самооценке.
- Не знаю, мне все равно. Всякий, кто сочинил книгу, считает, что у него это здорово получилось - иначе зачем вообще писать? Поэтому - хотя многие будут пытаться бросить в меня камень - я считаю, что книга удалась. А кроме меня так считает известный литературный критик Лиля КАЛАУС. Мой роман написан популистским языком и упакован в хорошо продаваемую обложку гламура, но в целом он пропагандирует правильные вещи: любовь, семейные ценности...
При этом книга получилась очень женская. Это такой “Секс в большом городе” на алматинский манер. У меня нет проблем наркомании, маленьких пенсий или невыплаченных зарплат. Все крутится вокруг “твой позвонил, а мой не позвонил”, куда пойти и что надеть.
- Ну твой-то позвонил?
- Мне часто звонят. Вообще книга достаточно искренняя, но не автобиографичная. В ней много наблюдений за моей жизнью, жизнью подруг и компании, в которой я работаю (Дина - креативный директор рекламного агентства. - Т.Б.). По сути, “Двоеточие со скобкой” выросло из дружеского стеба внутри компании. Я замечала, что очень часто люди опечатываются в процессе электронной переписки, и это достаточно смешно. Процесс поиска и отбора подходящих опечаток занял примерно год. (Кроме перечисленных выше ошибок в книге есть и такие: “Парни говнялись за девушками, комический аппарат, обезбоживание и т.д. - Т.Б.)
Сложнее всего было с сюжетом. Я могу, к примеру, написать на полторы страницы про дождь, и это будет довольно интересно. Была проблема с тем, чтобы действие развивалось на протяжении всей книги. В конце концов я поняла, что правдоподобная писанина неинтересна ни мне, ни потенциальным будущим читателям. Вымысел привлекательнее в этом плане.
Вымысел с замыслом
- Кстати, о вымысле. Очень забавно читать, как молодые писательницы пытаются изобразить, что думают мужчины по поводу женщин. Что они думают у тебя?
- Это, знаешь ли, главный вопрос не только моей книги, но и всей жизни на земле: что же думают мужчины? И этому посвящено процентов 90 форумов и текстов в Интернете. Однако у меня в книге мужчины больше совершают поступки, а если говорят, то очень мало и по делу. Я, если честно, гонялась за красным словцом и старалась каждую фразу сделать емкой и остроумной. Да, к слову, я считаю, что мужчины умнее женщин.
- То есть ты хочешь сказать, что женщины глупее мужчин?
- Женщины более эмоциональны и импульсивны. Это мешает нам правильно оценивать обстановку.
- А ты согласна с тем, что все девушки хотят замуж, что бы они при этом не говорили?
- Согласна. В моем романе девушка, которая добивается своего и заполучает мужчину, тут же награждается медалью “Замужество”.Все девушки хотят замуж. Больше всего на свете.
Раньше, я думаю, проблема замужества не стояла так остро. Все испортил пресловутый гламур. Сейчас, если ты выйдешь замуж, то автоматически становишься неудачницей для своих свободных подруг. Они могут каждый день менять партнеров, поставить себе в квартире красное джакузи посреди зала и жить в свое удовольствие, а ты не у дел. Это новомодная философия жизни, навязанная производителями различных товаров. При этом каждый в итоге хочет получить идеальный вариант супруга, почерпнутый из глянца. И люди все дальше отходят от реальности...
У многих успешных девушек желание выйти замуж - это не желание сочетаться с конкретным мужчиной-водителем из соседнего офиса. Это больше абстрактная тяга заполучить идеального мужчину и получить вместе с ним все.
- Это плохо разве?
- Это нереально. Ты думаешь: вот за следующим поворотом будет вообще круто, а я дура, что ли, здесь останавливаться?! Так мимо всех перекрестков и проскочишь до самого тупика. Вымышленные персонажи ведь предпочтительнее, чем реальные. Я думаю, что это все от глянцевых журналов. Если бы люди перестали их читать месяца на полтора, жизнь бы круто изменилась. По большому счету, мир глянцевых изданий - это диалог между вымышленной редакцией и вымышленным читателем. В моей книге есть опечатка “глянцевые дурналы”. Она хорошо отражает, что я думаю. Возьми подшивку любого журнала за 10 лет - везде 20 способов доставить удовольствие партнеру и 30 способов сделать карьеру. Есть, конечно, и полезные советы, но в целом от глянцевых журналов только вред. Они создают искусственный мир, куда все хотят попасть, но со входом очень строго.
- А как тебе работа в рекламе?
- Ну нашу работу и работой в полном смысле слова назвать нельзя. Мы не копаем, не кладем кирпичи. Это такие игры для ума. Настоящая работа - она совсем другая.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть