7608

Соломоновы игры

Задачу, над которой бьются педагоги всех времен и народов - сделать процесс обучения увлекательным и интересным, Святослав СОЛОМОНОВ решил давно. Притом что парню от роду всего 13 лет! Изобретенные шымкентским школьником развивающие игры помогли десяткам ребятишек открыть в себе способности к математике, географии, биологии и другим школьным наукам. К примеру, 7-летняя соседка Славика, играя в придуманную им игру, выучила таблицу умножения всего за неделю!

                                                                           Умные игры
Соломоновы игрыА началось все четыре года назад с “Острова сокровищ”. Прочитанная за пару вечеров книга настолько потрясла Святослава, что он решил продолжить приключения персонажей Стивенсона. Так мальчишка придумал свою первую настольную игру. Он вспоминает:
- Настольные игры мне раньше бабушка покупала. Когда я подрос, то понял, что мои увлечения слишком дорого обходятся семье. Тогда и решил сам смастерить себе игру.
Первыми оценили призвание юного изобретателя родные. Длинными зимними вечерами семья Соломоновых - мама, бабушка и внук, - позабыв про телевизор, просиживала за игрой. Позже круг поклонников Славика расширился, как и список придуманных им игр. Теперь круглый год окрестная ребятня собирается дома у Соломоновых. Затейник детских тусовок рассказывает:
- Особенно много народу летом. Около нашей калитки по 20-30 великов стоит. Когда стало не хватать места во дворе, бабушка перед калиткой смастерила палисадник. Там и играем.
Постоянное скопление галдящей ребятни поначалу не нравилось соседям. Район, где живут Соломоновы, элитный, и его амбициозные обитатели пытались прогнать шумную ватагу. Даже камнями забрасывали. На защиту товарищей встал Славик:
- Когда они в очередной раз нас пытались разогнать, я сказал: “Ну что вы ругаетесь, разве сами не были детьми?”. И взрослые дяденьки не нашли, что ответить. Развернулись и ушли. Позже к нам присоединились их дети и внуки. Многие из этих крутых мальчишек научились благодаря нашим играм не только таблице умножения и другим школьным штучкам, но и умению логически мыслить.
Соломоновы игры способны усмирить даже самых отчаянных задир. Позабыв про тумаки и разборки, подростки пяти окрестных улиц целыми днями режутся в настольные игры, придуманные их товарищем. Главное условие, выдвинутое юным миротворцем: проиграл - бери реванш, но не реви и не дерись.

                                                            Педагогический мостик
Неоспоримый авторитет у Славика и в школе. С ним считаются не только одноклассники, но и учителя. Замдиректора школы-гимназии № 1 Лилия МАЛЫШКОВА отмечает:
- Я такого гиперответственного ребенка не встречала. В класс, где он староста, можно классную руководительницу и не назначать. Все проблемы решает Славик. Он будто мостик между нами и детьми. Хотя поначалу меня несколько настораживало его поведение. К примеру, он может зайти в учительскую и спросить: “Лилия Николаевна, учительница что-то задерживается, я могу дать ребятам какое-нибудь задание или упражнение, пока вы найдете ей замену?”
Недетскую ответственность и исполнительность необычного ученика давно оценили педагоги. Порой, когда классная руководительница 7-го “В” болеет, вместо нее на педсовет приглашают Славика. Учителя знают: задания, которые получил класс Соломонова, будут выполнены на все 100.
Его слово для одноклассников - закон. Этим умело пользуются и педагоги. Все проблемы, которые возникают в классе, начиная с незаполненных дневников, прогулов и заканчивая школьными драками, решают не родители провинившихся детей или педагоги, а Соломонов. Славик открывает свои педагогические тайны:
- Когда ребенка отчитывает взрослый, то он это делает как бы свысока, а когда идет внутренний разбор полетов, где мы все равны, виновник реально оценивает произошедшее. А вообще за “моими” (одноклассниками. - Авт.) глаз да глаз нужен, иначе они всю школу разнесут. Сил-то девать некуда. Вот такие они у меня!
Вот только учиться последнее время парень стал хуже. Все чаще в его дневнике появляются четверки по математике и русскому. Причина сбоя проста: прежде чем приступить к выполнению своего контрольного задания, он помогает менее подготовленным одноклассникам. В итоге времени на себя у отличника остается совсем мало. Славик говорит:
- Я не могу ребятам отказать. Знаю, если не помогу, человек завалится, а сам подтянуться могу в любое время.

                                                                       Маленький мужчина
Стать не по возрасту серьезным этого ребенка заставила жизнь. На его детских плечах лежит большой груз ответственности за маму и бабушку. Славик - единственный мужчина в семье. Ему не было и 4 лет, когда умер отец. С тех пор он - надежда и опора. Бабушка Славика Лилия Николаевна СОЛОМОНОВА говорит:
- Я себе задачу определила: пока внука на ноги не поставлю, умереть не имею права. Мама-то его инвалид. У нее полиартрит, бедняжка ходить не может, болезнь совсем скрутила. Какой из нее помощник? А я хоть и старая, с палочкой хожу, но, пока живу, буду рядом с внуком. Дам все, что смогу.
Несмотря на скудную пенсию, которой едва хватает на хлеб и макароны, Соломоновы стараются дать Славику максимум. Овощи и фрукты в доме покупаются не килограммами, а поштучно, и только для ребенка. Мясо и колбаса здесь по праздникам. Мама и бабушка экономят на себе, но, не задумываясь, покупают для одаренного ребенка умные книги и журналы.
А еще бабушка приучает Славика к работе по хозяйству. Нынешним летом они устроили капитальный ремонт бани, курятника и других хозпостроек. Лилия Николаевна сокрушается:
- А что делать? Он у нас единст­венный мужчина. И он это понимает. В прошлом году от школы отправляли его в летний лагерь, так ведь не поехал. Отказался из-за того, что мы с матерью останемся без помощи. В этом году еле уговорили, хоть немного отдохнул в лагере, а то все детство с топором да книжками. А ведь он совсем еще ребенок.

                                                              Невозможная жизнь
За все время разговора со Славиком мне удалось лишь один раз разглядеть в нем обычного мальчишку. Когда речь зашла о компьютерах и возможностях Интернета, на какой-то миг его серые глаза загорелись интересом и детским любопытством. Однако очень скоро мальчишка взял себя в руки.
- О каком компьютере и Интернете вы говорите? У меня вся жизнь состоит из слова “невозможно”.


Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА,
Шымкент,
тел. 8-701-7887392,
е-mail:
zaure_mir@mail.ru

Поделиться
Класснуть