7169

Захренитель демократии

Обычно люди очень привязаны к тому, чего у них нет, или чего они лишились. Они слогают в честь этого стихи, поют песни... Или создают музеи. Вот в Турции, откуда я на днях вернулся, отсутствуют железные дороги. А музей вагонов есть - близ города Денизли.

Его мне показал гид Латиф Нури. Он прекрасно говорил по-русски, но - как неноситель языка - допускал забавные лексические перверсии. Показывая древние захоронения в античном городе Иерополисе, он называл их "захренениями". А однажды совсем поразил, сказав, что при фотосъемке достопримечательностей я не могу пользоваться штативом.

- Это почему? - удивился я.

- Вышел такой указ министра культуры.

 Мне осталось только ухмыльнуться: нашел турецкий министр, чем свободу прессы ограничивать. То ли дело его казахстанский коллега - Ермухамет Ертысбаев.
Скажем, МВД предлагает возложить на журналистов ответственность даже за распространение ДОСТОВЕРНЫХ сведений, затрагивающих частную жизнь.
То есть сведений любых.
Хотя западная культура четко разграничивает вторжение в privacy на поведение папарации и общественную мотивацию: если, например, директор школы страдает педофилией, отчего об этом не написать?
Однако ж министр культуры и информации не сильно заморочился такими мелочами и в принципе поддержал ментовскую поправку.
Правда, с оговоркой: привлекать журналистов за чрезмерное любопытство не по закону о СМИ, а по общегражданскому законодательству. Чем окончательно приравнял меня и всех моих коллег к людям.
За что ему огромный тешекюр ( по-турецки "спасибо").
Тут, кстати, конфуз в его ведомстве случился. Как сообщил нам замначальника алматинской финполиции Мурат Мусабеков, на взятке в $10 тыс. попался д иректор департамента искусств Минкультинформа Валерий Кузембаев, которому Ермухамет Кабидинович лично подписал удостоверение под №003 (см. "Искусства требуют жертв", "Время" от 16.10.2007 г.).
Сам министр, конечно, здесь ни при чем. Для него важнейшим из искусств является не коррупция, а синематограф.
Изображать на пару с Жераром Депардье Астерикса и Обеликса на подиуме кинофестиваля "Евразия", безусловно, гораздо увлекательнее, чем следить за кристальностью подчиненных.
Да, по поводу нашей публикации Ертысбаев во вчерашнем «Литере» высказался в том духе, что она типа устаревшая (Кузембаева повязали еще в конце августа).  И как бы актуальность утратившая. А мог бы и сам позвонить нам вовремя – ради оперативности: телефоны знает. Не позвонил же...
Еще министр гневно опроверг нашу информацию о том, что некоторые высокопоставленные чиновники его епархии оказывают давление на следствие. 
И мотивировал тем, что: а) таковых в министерстве просто нет (кроме него, само собой) б) «кто может оказать реальное давление на финансовую полицию?». Он-то не может, ясный день. Хотя злые языки утверждают, что попытка «оказать» была. Но, согласно тем же языкам, Ертысбаева отправили по давно прохоженным тропам. Впрочем, лично я этому не верю. Как это можно – послать целого министра.

... Возвращаясь к началу колонки, замечу, что музей вагонов нам не нужен (ну, разве что китайских, когда и если их запретят). Вот не помешал был музей демократии. Или захренения демократии – как вам будет угодно. А его директором назначить – вы догадались кого. Кабидиновича. Он будет отлично захреневать демократию. Этот глагол, естественно, является субъективным критическим мнением, носящим дискуссионный характер.

За вашу и нашу свободу!

 
Вадим БОРЕЙКО, Алматы

Поделиться
Класснуть