8672

Анау-мынау о Текущем Моменте

Сергей ТУНИК, журналист. Что будет с конюшней Машкевича?
Второго ноября премьер-министр Карим Масимов озвучит итоги карательной экспедиции по особнякам и виллам, построенным вопреки всем законам в предгорьях Алатау, на территории природного заповедника. При этом глава правительства заявил: “Я буду настаивать на том, что закон для всех один… Здесь нет ни больших, ни маленьких людей”. А заместитель генерального прокурора добавил, что “Генеральная прокуратура готова принять все необходимые меры по сносу всех незаконно возведенных строений и возврату земель государству”.
Будет ли оглашен “скорбный список” больших и маленьких нарушителей полностью, невзирая на имена, чины и заслуги перед Отечеством, или только частично - ума не приложу. Но испытываю жгучую потребность увидеть акт социальной справедливости в виде публичной расправы над сотворившими “наглый беспредел”.
С нетерпением жду этого часа. Хотя с трудом верю, что “оккупантов” удастся изгнать с занятых территорий без тяжелых последствий для общества и государства.
Снести почти две тысячи капитальных строений легко только на бумаге. Или в каком-нибудь Шаныраке.
Вот, скажем, неподалеку от “Медеу” поселился отечественный алюминиевый король, он же член клуба миллиардеров журнала “Форбс” Александр Машкевич. Этот господин выкупил в предгорьях целый пионерский лагерь. И теперь вместо детского смеха раздается задорное конское ржание: Александр Антонович устроил там конюшню…
Странное совпадение, но один из соратников господина Машкевича - руководитель Соколовско-Сарбайского горнопромышленного комбината - тоже устроил себе личную резиденцию в бывшем детсаду в Рудном.
Нет, я не против лошадей! Пусть животные пасутся и радуют глаз хозяина. Но почему в природоохранной зоне? Почему генералы от бизнеса и просто генералы считают, что они имеют право делать себе сказку былью за чужой счет? Я не по поводу заработанных ими миллионов и миллиардов - не об этом сейчас речь. Я по поводу тех, кто дарил им разрешения столбить за собой общенародное.
Один из них - бывший мэр Алматы Виктор Храпунов - даже сказанул в сердцах: мол, компенсировать отъем собственности у “горняков”, видимо, придется за счет государственного бюджета. Но, может, лучше за счет того и тех компенсировать, кто выдавал такие индульгенции? Даже сторож прокуратуры без труда сможет выяснить, кто, когда и до какой степени бескорыстности рисовал свои автографы под этими документами...
Мысленно представляю себе такую картинку: 2 ноября грустный Александр Антонович спускается в город, ведя на поводу всех своих рысаков. Навстречу - чиновник: “Александр Антонович, вы че, с дуба рухнули?” - “Да нет, с горы спустили”…
Ну, до этого, полагаю, дело не дойдет: в прокуратуре, а тем более в правительстве не звери же работают.
Да и общество наше делится на тех, кто отнимает, и тех, у кого отнимают. Александр Машкевич ко вторым точно не относится. Он сам умеет делать предложения, от которых невозможно отказаться. Например, многим подчиненным Александра Антоновича было предложено продать свои акции ССГПО по очень смешной цене. Разумеется, главному акционеру. Вариантов найти работу в Рудном не так много. Поэтому пришлось соглашаться.
Но это уже совсем другая история…

Анвар САЙДЕНОВ, председатель правления Национального банка РК. Заметки экономического антрополога
События последних двух месяцев в финансовой сфере страны подвигли автора на печальные размышления (в свободное от работы время) о психологических мотивах массового поведения большого количества наших сограждан.
Приходится сделать неутешительный вывод: экономическое поведение многих казахстанцев абсолютно не соответствует рациональному поведению рыночного Homo economicus.
Как в идеале должен вести себя человек, выросший в атмосфере чистогана и рационального эгоизма, свободной конкуренции товаров и услуг, господства денежных отношений, когда он сталкивается с разговорами о надвигающемся кризисе банков, нестабильности национальной валюты и самое главное - об угрозе его сбережениям?
Наверное, прежде всего он не должен поддаваться панике. Очень важно прислушаться к профессиональным советам. Их, причем абсолютно бесплатно, давалось за последнее время достаточно много. Не стоит с подозрением относиться и к заявлениям официальных лиц и представителей финансовых институтов. Конечно, в таких заявлениях могут преследоваться корпоративные интересы, но эти лица обладают большим объемом информации, которая недоступна широкой публике, а ведь важные экономические решения необходимо принимать именно на основе информации, а не безоглядно и не на основе панических слухов.
Как же ведут себя многие из граждан нашей страны в таких условиях? Как Homo economicus? С точностью до наоборот. Они с упоением внимают самым неправдоподобным слухам. Они с энтузиазмом их распространяют. Они категорически не верят мнениям экспертов и официальным заявлениям. И, что самое печальное, они, поддаваясь стадному чувству, принимают импульсивные решения, которые ведут к их прямым материальным потерям.
Нужны примеры? Ситуация с наличным обменным курсом в конце августа, когда от запада до востока и от севера до юга Казахстана люди были готовы покупать наличные доллары с конечным убытком для себя. Еще примеры? Возникшие недавно и набирающие обороты слухи о грядущей деноминации. Со ссылками на неназванных работников Национального банка и притянутыми за уши обоснованиями. И не приходит в голову никому, что даже “простое” убирание одного нолика означает изменение дизайна банкнот. Это изъятие из оборота огромного количества выпущенных меньше года назад новых тенге. Это мероприятие, которое не организуешь с ходу и о котором надо объявлять как минимум за год до его начала. Поражает еще и то, что такие слухи циркулируют в Интернете на форумах, где собирается продвинутая вроде бы публика типа банковских работников. Приходишь к грустному заключению - в нашей стране доминирующим типом является Homo postsoveticus.
На память приходит изящный анекдот советской поры. У тренера тбилисского “Динамо” Нодара Ахалкаци спрашивают: “Правда ли, что Владимир Гуцаев выиграл в карты у Отара Габелия автомашину “Волга”? Правда, - отвечает Ахалкаци. - Только не Гуцаев, а Давид Кипиани, и не у Габелия, а у Тенгиза Сулаквелидзе, и не в карты, а в шахматы, и не выиграл, а проиграл, и не “Волгу”, а три рубля”.
Наверное, развеять слухи аргументами не так уж и сложно. Гораздо сложнее бороться с готовностью людей верить в худшее и подвергать риску свои сбережения. Долог путь до Homo economicus, но его следует пройти!
P.S. Изумившие автора кадры теленовостей с очередями англичан за своими депозитами в банке Northern Rock заставили подумать: “От Homo britannicus до Homo economicus тоже далеко”.

Александр Новиков, журналист. О бедном банкире замолвите...
Двери моего подъезда обклеены рекламой одного банка. Дешевой рекламой: обычная офисная бумага, подслеповатая печать, не иначе как на офисном принтере прогоняли, простоватый, без изысков текст о депозитах, дескать, “храните деньги в сберкассе”. Еще месяц-другой назад каждую неделю я вынимал из почтового ящика охапку красочных, кричащих, на “меловке” рекламных буклетов. Мне прямо навязывали кредиты: на авто, на неотложные нужды, на квартиру. Сегодня не предлагают, наоборот, дают понять, что остро нуждаются в моих сбережениях. Какой мне следует сделать вывод?
Действительно, что мне думать? Кому и чему доверять?
Нацбанк подсчитал: до конца года отечественным банкирам надо вернуть западным банкам 3,8 миллиарда долларов (общие обязательства приближаются к 50 миллиардам). Сумма, говорят, небольшая, сравнимая с объемами “спецфонда” для некрупных банков. Правда, прогнозов на 2008 год никто не сделал. У банков деньги есть, но правительство свою помощь все-таки предложило. Сначала как-то робко и завуалированно. Месяц назад пообещали выкупить у стройкомпаний коммерческое жилье по цене 700-800 долларов за квадрат и землю под застройку. (То есть у тех же банков, потому как строительные компании ходят у них в должниках.) Если опустить ненужные подробности, в итоге это удовольствие потянет на 120 миллионов долларов. Другое предложение - Казахстанская ипотечная компания должна выкупить все ипотечные кредиты, выданные и выдаваемые по госпрограмме жилищного строительства, - это еще 90 миллионов. Не густо. А вот Нацбанк раскошелился по-барски: снизив минимальные резервные требования к банкам второго уровня, он “подарит” финансистам целый миллиард.
Казалось бы, на том можно остановиться. Но недавно появилась еще пара предложений, от которых банкирам невозможно отказаться. В бюджете 2008 года предполагается зарезервировать еще 4 миллиарда долларов помощи. А если и ее окажется недостаточно, то правительство выкупит подешевевшие акции казахстанских компаний на международных финансовых рынках. Ясно, что речь идет не о горнодобывающих гигантах. У них все в порядке - сырье день ото дня только дорожает. Речь о банках, которые разместили свои акции на Лондонской фондовой бирже. Правда, сколько на это потребуется государственных средств, в правительстве не уточнили. Поэтому пришлось считать самому. И если мои расчеты верны, то на выкуп всех этих акций придется выложить около 2,2 млрд. А в целом набегают хорошие деньги - почти 7,5 млрд. долларов. Ни много ни мало - треть госбюджета...
Не одни мы оказались перед лицом кризиса. Но почему-то в странах, входящих не то что в пятидесятку, в десятку развитых, государство тратит деньги налогоплательщиков в условиях кризиса несколько иначе.
Джордж Буш, например, заявил, что государство поможет простым людям, которым трудно расплатиться с банками по ипотечным кредитам, чтобы люди не лишились своего жилья.
Английское правительство, когда у крупнейшего банка возникли проблемы, выдало банку 4 миллиарда фунтов стерлингов, чтобы люди смогли получить назад свои деньги, отложенные на депозит в этом банке.
А у нас банки получали огромную прибыль на разнице в процентах - люди платят по ипотеке по самым высоким ставкам, каких нет нигде в мире. Теперь же, когда у банков возникли проблемы, государство помогает им, а не простым людям.
Хотя можно было бы погасить все ипотечные кредиты: и люди бы вздохнули спокойно, и банки бы рассчитались с долгами.
Но мы не входим в число развитых стран...

Поделиться
Класснуть