11991

Андрей ГАВРИЛОВ, пианист: все люди - “наши”

Андрей ГАВРИЛОВ, пианист: все люди - “наши”Сезон в Казахской государственной филармонии открывал Андрей ГАВРИЛОВ - легендарный пианист, имеющий официально гражданство в четырех странах и нашедший в Алматы, по его собственным словам, “недостающее  ему тепло”.
У Андрея Гаврилова есть резиденция в Швейцарии, но последнее время он больше предпочитает бывать в своем доме в Риме. Первый раз пианист посетил Алматы весной этого года, и уже сейчас понятно, что его концерт 15 сентября в южной столице - не последний. Более того, на этот раз Гаврилов приехал вполне по-семейному - вместе с женой Юко (она представительница древнего самурайского рода) и сыном Арсением (назван в честь поэта Арсения Тарковского). Правда, пока им показывали достопримечательности города, Гаврилов, как честный студент, “мучил” рояль в скромной гримерной.
- Чем так “зацепил” вас Алматы? Уж, наверное, не гонорарами...
- В Европе люди очень большие реалисты и прагматики, они открываются годами. А я вырос на Кавказе, где царит совершенно южная открытость отношений. Сейчас на моей родине идет война. А здесь, в Алматы, я нашел свой второй южный дом: с русским языком, с южной культурой, с импульсивными восточными характерами, которые мне очень близки. Я уже не говорю о том, что мне нравится и климат, и собственно люди.
- Вы ученик РИХТЕРА...
- ...ни в коей мере! Мы были просто друзьями. Рихтер один раз чуть не побил человека, который назвал его моим учителем. Наоборот, он говорил, что многому учится у меня. Это молниеносная притягательная дружба, которая превратилась в творческое взаимопожирание.
- Кстати, почему у Рихтера не было учеников?
- Он принципиально считал преподавание мерзостью и пустым делом. Был уверен, что можно проходить в школе какие-то базовые вещи, но человек должен развиваться абсолютно самостоятельно. Чем меньше влияния - тем лучше. Хотя любая творческая личность неизбежно начинает с подражания: Лермонтов - Пушкину, Пушкин - французам. Так и Гоголь дергал за полу пиджака Пушкина, прося у него сюжет.
- Вы разделяете эту точку зрения - насчет мерзости обучения?
- Нет, большая личность многое может дать. Все дело в том, что Рихтер был очень жадным и невероятно эгоистичным в своем служении. Поэтому и не любил отдавать свои идеи и духовные силы.
- В числе ваших друзей часто упоминается Михаил ГОРБАЧЕВ. После долгой войны, которую вело с вами КГБ, можно было бы предположить, что вы возненавидите всех политиков.
- Я дружу с политиками в отставке - среди них оказываются очень интересные люди. Мне доставляет громадное удовольствие общаться с бывшим министром иностранных дел Германии ГЕНШЕРОМ. Горбачев же идет удивительным путем: он стал очень религиозным человеком, с хорошим вкусом, бесконечно слушающим Рахманинова и Баха. Могли бы мы себе представить, что такие изменения произойдут со ставропольским трактористом? Причем с каждым годом он выглядит все более и более породистым. Это говорит о том, что у него чистая душа. Ведь в преклонном возрасте все отрицательные качества очень сильно отражаются на внешности.
- Сейчас с Запада активно экспортируются политические догмы и идеи, вы же часто высказываетесь, что будущее - за Азией.
- Вообще вся христианская цивилизация уже с начала ХХ века перестала развивать своих приверженцев. Последняя заметная веха - Ренессанс, который сам по себе был бунтом против христианства. Христианские идеи дали великолепные плоды и в ХIХ веке, когда в России появились Достоевский и Рахманинов. А сейчас христианство выродилось, Европа превращается в сухие мощи, и вряд ли там может возникнуть что-то самобытное и интересное. У Азии большое будущее хотя бы в силу громадного количест­ва человеческого материала. Кроме того, Азия - это страны, которые поднимаются после двухтысячелетнего молчания.
- У вас четыре гражданства, кем же вы себя считаете?
- Для меня все люди - “наши”, над этим даже посмеивается жена. Римляне - родные, в Мюнхене - все свои, приезжаем в Токио: “наконец-то дома”...
- Кстати, о Токио: с женой все понятно - находить общий язык помогала любовь. А трудно было выстраивать отношения с японской тещей?
- Японцы вообще очень консервативны. Когда мы собирались пожениться, я писал ее родителям официальное письмо, в котором объяснял, на каких основаниях собираюсь жениться. Это был громадный вопросник, и не на все я отвечал серьезно. Моим главным доводом было то, что нас с Юко объединяет искусство, это наш общий язык и культура, а национальные границы для нас не так важны. В любом случае письмо возымело успех, возражений не последовало, хотя в течение первых лет, пока не появился Арсен, отношения с родней были довольно сдержанными.
- Вы очень востребованный музыкант, не боитесь, что финансовое положение папы сделает из сына представителя “золотой молодежи”?
- Поскольку в моем сыне течет кровь самурая, такой проблемы не будет. Вообще в японской культуре умение ограничивать себя - это одно из первых правил. И позволять себе лишнее - значит потерять лицо и потерять себя.
- Вам повезло с женой...
- Я выбирал...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО,
тел. 259-71-96,
e-mail:
evdokimenko@time.kz

Поделиться
Класснуть