7957

За державу обидно!

На днях национальная экономическая палата “Союз Атамекен” предъявила претензии Таможенному комитету РК. Атамекеновцы требуют “немедленно прекратить блокирование экспортной деятельности казахстанских зерновых компаний”. Экспортеры зерна сейчас, по сути, не имеют права продавать его
за рубеж.
Из досье редакции:
Основные импортеры казахстанского зерна - Азербайджан, Россия, Узбекистан, Таджики­стан. В среднем зерно, идущее на экспорт, продается по 250-270 долларов за тонну.
В прошлом году Казахстан продал девять миллионов тонн зерна, в позапрошлом - четыре.


Коллизия проста, как карандаш: 11 января 2007 года был принят новый закон “О лицензировании”. Согласно ему деятельность по экспорту зерновых регулируется законом “О зерне”, соответствующие поправки в который были внесены только в августе. Они тут же вступили в силу, и предприниматели остались один на один со своими проблемами: теперь они вправе экспортировать зерно, только получив лицензию. Но обзавестись этим вожделенным документом экспортеры не могут: до сих пор не вступили в силу правила лицензирования. Как разорвать этот замкнутый круг?
- Мы обратились в канцелярию премьер-министра и Генеральную прокуратуру, - рассказывает директор департамента по правовым вопросам “Союза Атамекен” Асет АТАБАЕВ (на снимке). - Правила лицензирования в срочном порядке были разработаны, но загвоздка в том, что они вступят в законную силу только через 21 день после опубликования, а это 29 сентября. Потом понадобится время на то, чтобы получить лицензию. На это опять же уйдет не один-два дня.
Таможенные органы на местах не пропускают зерно через границу. То, что правила еще не вступили в силу, их не интересует. Генеральная прокуратура и Министерство сельского хозяйства обращались в Таможенный комитет, но все бесполезно. Хотя, по сути, таможенники не имеют права задерживать груз, пока не вступит в силу новый порядок лицензирования. А до этого действуют прежние законодательные акты, которые лицензирования операций по экспорту зерна вообще не требуют. Но таможня настаивает на исполнении требований закона “о лицензировании”.
Экспортеров, конечно, можно понять - им за державу обидно.
В самом деле, пока министр сельского хозяйства Ахметжан ЕСИМОВ рапортует о том, что крестьяне в этом году соберут до 20 миллионов тонн зерна и страна войдет в первую пятерку мировых поставщиков пшеницы, этот важнейший экспортный товар мертвым грузом лежит на элеваторах, и когда двинется за рубеж - неизвестно. Но как быть с дефицитом зерна на внутреннем рынке? Даже в зерносеющих регионах полки хлебных магазинов вмиг пустеют из-за нехватки сырья на мукомольных предприятиях (см. “Хлебная лихорадка”, “Время” от 11.9.2007 г.). Возникает парадоксальная ситуация: на внутреннем рынке дефицит хлеба не сегодня-завтра может привести к социальной напряженности, а экспортеры не знают, куда его девать…
Каждый день приносит им новые убытки. Посчитать их крайне сложно: у каждой компании свои договоры, обязательства и штрафные санкции. Но уже сейчас можно сказать точно: графики поставки зерна иностранным покупателям сорваны. Например, одна крупная отечественная компания должна была поставить в Грузию 20 тысяч тонн зерна в августе и еще 70 тысяч тонн в сентябре. Увы… На Костанайщине - сердце целинного края - стоят готовые к отправке целые железнодорожные составы с зерном.
- Сейчас элеваторы заполняются зерном, - говорит Асет Атабаев, - но вскоре из-за того, что оно не отправляется на экспорт, элеваторы по всей республике будут переполнены, и зерно попросту негде будет хранить.
Загнанные в угол ведомственными нестыковками и связанные по рукам обязательствами договоров с иностранными покупателями, поставщики выходят из положения как могут. Как говорится в заявлении “Союза Атамекен”, “все это создает условия для роста теневой экономики и контрабандного вывоза зерна за пределы РК. Помимо этого происходят потери бюджета из-за падения доходов предприятий и сужения налогооблагаемой базы”. Ни для кого не секрет, что вывезти зерно в ту же Россию через протяженную и фактически прозрачную границу не составляет особого труда.
- Асет Асанбаевич, может быть, пока ситуация не разрешится, перенаправить это зерно на внутренние рынки?
- Насколько мне известно, в стране зерна достаточно. По нашим данным, республике ежегодно требуется 7-7,5 миллиона тонн зерна в год, в госрезерве хранится 500 тысяч тонн. Урожай в этом году очень хороший, и излишки мы можем продать за рубеж. Предприниматели после того, как они исполнили обязательства по внутреннему заказу, имеют право работать и на внешний рынок. А сейчас их права попросту нарушаются.

Оксана АКУЛОВА, Алматы

Комментарий в тему
Балташ ТУРСУМБАЕВ, экс-министр сельского хозяйства РК: Производителя надо заинтересовать
- Раз мы объявили рыночную экономику, то должны разрешать производителю продавать товар тому, кому он хочет. На рынке властвуют спрос и предложение: кто даст самую высокую цену, тот и получит зерно. Чтобы сейчас перенаправить зерновые потоки на внутренний рынок, государству нужно заинтересовать товаропроизводителя. Например, дать аграриям беспроцентные (или под низкие проценты) кредиты на 2008 год. Чтобы они могли использовать эти деньги в посевную и уборочную в следующем году. Умный производитель рассудит: лучше я продам зерно “Продкорпорации”, которая даст мне кредит заранее. Вот как надо действовать! А просто запретить экспорт зерна - значит отбить у людей желание заниматься сельским хозяйством. Сегодня Лондонская и Нью-Йоркская биржи закупают зерно первого класса по цене 361 доллар за тонну. Прогнозируется, что в декабре оно будет стоить 390 долларов. Поэтому нашим властям нужно открыть глаза, оценить обстановку и предложить товаропроизводителям такую цену, по которой они добровольно будут поставлять зерно на внутренний рынок.

Поделиться
Класснуть