10348

Ракимберген ТОКСЕИТОВ, президент АО “Пассажирские перевозки”: Вокзалы нельзя отдавать частникам!

Документальный сериал “На дальней станции сойду” (см. “Время” от 18, “Время” от 21, “Время” от 22 и “Время” от 25.08.2007 г.) о бардаке и криминальном беспределе на железной дороге, вызвал немалый переполох. МВД незамедлительно начало проверку фактов, обнародованных в нашей газете. С другой стороны, и железнодорожное начальство вроде бы признает: до железного порядка в их ведомстве еще далеко...
На вопросы нашего корреспондента отвечает президент АО “Пассажирские перевозки” Ракимберген ТОКСЕИТОВ (на снимке).
- Ракимберген Каиргалиевич, почему до сих пор пассажир, сполна заплативший за билет, а значит - за свои безопасность и комфорт, становится заложником “правил игры”, которые устанавливают проводники и начальники поездов?
- (После долгой паузы.). Я могу говорить лишь о тех нарушениях, которые в нашей компетенции. Это безбилетный провоз пассажиров, неоформленного груза, нарушение правил техники безопасности и этика поведения с пассажирами. Персонал вокзалов, проводники, бригадиры поездов не всегда должным образом выполняют свою работу. Многие проводники не в состоянии ответить на вопрос о своих правах и обязанностях - не говоря уже о правах пассажира. Хотя давно пора привыкнуть к тому, что пассажир всегда прав.
- Извините, но все это - общие слова. Любой, кто часто ездит поездом, подтвердит: за небольшие деньги можно пронести на перрон и в вагон все что угодно - от ширпотреба до взрывчатки и наркотиков. Скажите, почему на железнодорожных вокзалах не работает система безопасности: ведь это стратегический объект?
- Раньше вокзалы были в руках КТЖ, и тогда с этим было легче. А сейчас, когда большинство вокзалов стали частными, трудно говорить о какой-либо законности... Необходимо возобновить патрулирование на вокзалах и в поездах. Пассажир должен чувствовать себя в полной безопасности - как будто он находится в собственном доме…
- Что ж, как говорится, вашими бы устами... А почему в поездах рундуки, полки и даже тамбуры забиваются тюками с ширпотребом, коробками, мешками с овощами? Ваши подчиненные за взятку готовы перевезти любой груз. При этом они чаще всего не знают, что везут. Пассажиры становятся заложниками неизвестного груза - а вдруг там взрывчатка или отравляющие вещества? Разве это нормально?
- Я буду ужесточать требования к безопасности. Многие вокзалы стали ночлежками, а начальника вокзала фактически низвели до старшего уборщика. Все 580 касс по стране стали частными - это результат реструктуризации КТУ (железнодорожного хозяйства, проведенной предыдущим главой КТЖ Ерланом АТАМКУЛОВЫМ. - Т. К.). Именно частники создают искусственный дефицит билетов - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одни не могут уехать, потому что нет билетов, другие, “отстегнув” проводнику, беспрепятственно садятся в вагон вместе с заполненными непонятно чем баулами...
- Погодите, Ракимберген Каиргалиевич. Хотелось бы узнать подробнее о технологии создания “искусственного дефицита” билетов.
- Все просто. Монитор, на котором высвечивается информация о наличии билетов, находится перед кассиром. Пассажир этого не видит. Поэтому кассир может выдавать желаемое за действительное.
- Так найдите способ лишить его этой возможности!
- Я добиваюсь, чтобы в зале ожидания каждого вокзала висело табло с информацией о наличии свободных мест. Пассажир имеет право знать, сколько билетов и в каком конкретно направлении имеется в кассе. А что касается груза… К сожалению, принятая норма - 35 килограммов на одного пассажира - не действует. Алчность человека не имеет границ. Мне известны случаи, когда проводники сажали пассажиров в свое служебное купе. А там пульты управления, радиосвязь. Хорошо еще, что у нас, в отличие от России, до сих пор не было терактов на железной дороге...
- Зато процветает стихийная торговля на вокзалах и в поездах. Антисанитария, грязь на перронах и в вагонах... Как быть с этим?
- Если бы вокзалы не сделали частными, таких случаев не было бы вообще. То, что наши ревизоры не могут проверять частные вокзалы, - абсурд! Недавно они пытались проверить одного част­ного перевозчика - так он натравил на них транспортную полицию! По поручению руководства ТОО “Сункар” (один из крупных частных перевозчиков. - Т.К.) сотрудники Западного ДВД на транспорте арестовали семерых наших ревизоров, выявивших серьезные нарушения! Получается, правоохранительные органы защищают не пассажира, а шкурные интересы частника...
- Другими словами, вы заявляете о том, что полиция не дает вам работать?
- Проводник не защищен. Любой человек с “корочкой” - полицейский, работник прокуратуры, таможенник - тычет проводнику в лицо “ксиву” и решает свои вопросы. А проводник или бригадир поезда не может ничего ответить...
- Но вместе с тем и ваши подчиненные нередко оказываются замешаны в кражах и контрабанде. Почему одна из самых богатых нацкомпаний не может обеспечить своих сотрудников нормальной зарплатой (проводник получает 40 тысяч тенге, бригадир поезда - около 50. - Т.К.)?
- Это, конечно, больная проблема. Но главное, на мой взгляд, все же, не деньги.
- А что же?
- Сержант дорожной полиции, задержав нарушителя, вправе принять любое решение - оштрафовать, отобрать права или простить его. Потому что полицейский защищен погонами, оружием, властью. А проводник - нет. Он не может, даже если хочет, противостоять нарушениям правил перевозки пассажиров или грузов. Поэтому зачастую ему гораздо легче закрывать на это глаза...

Алматы - Астана
(Продолжение темы - в следующем номере.)

Тохнияз КУЧУКОВ,
kuchukov@time.kz

Поделиться
Класснуть