7537

Слезам никто не верит

Она сидит на полуразвалившейся табуретке совсем по-сиротски: поджала ноги, съежилась, втянула голову в плечи. Точно так  же она сидела в минувшую пятницу в здании Костанайского горсуда, ожидая решения своей судьбы. Сауле НУГЫМАНОВА боялась туда даже войти, знала, что не сможет ответить и на простейшие вопросы - зальется слезами.
Сауле вместе с 8-летней дочерью Анарой живет в крохотной комнатушке малосемейного дома. На двенадцати квадратах, конечно, не развернешься, но им хватает: в углу стоит маленький телевизор, к стене приставлен круглый стол на низеньких ножках - в таком положении он позволяет хозяевам спать на полу. Микроскопическая кухня. И такой же санузел. Здесь бедно. Зато чисто.
- У меня полоумие, - простодушно говорит Сауле и складывает крестом руки на груди. В ее словах ни грамма самоиронии, а в глазах - боль. Она действительно не в состоянии самостоятельно ходить по инстанциям, добиваться, просить, писать заявления, общаться с чиновниками… Приспособиться к окружающей действительности ей, живущей в своем маленьком мире, помогают сестры, а с недавних пор еще и адвокат Виктор НУРАХМЕТОВ. Без них Сауле давно бы уже сгинула.
Раньше ее вел по жизни муж. Вместе с ним в конце 90-х, бросив все, они бежали из Тургайского региона от царивших там разрухи и беспредела. В Костанае родственники помогли молодым снять общежитие. Но мужа вскоре не стало - исконный сельский житель не сошелся с городом характером и по собственной воле ушел в мир иной. Сауле осталась одна с новорожденной Анарой на руках.
Вскоре ее ждал новый удар. Общежитие, в котором она жила, городские власти продали с аукциона. Новые владельцы выселили тамошних жильцов и в два счета разобрали здание на стройматериалы. Потерявшие кров люди разбрелись кто куда. Многие осели на свалке. Сауле - в одной из пустующих квартир соседней малосемейки. Тогда брошенного жилья в Костанае было предостаточно.
- Оставить эту квартиру бесхозной было нельзя, - говорит техник-смотритель кооператива Мария ГРИГОРЬЕВА, которая участвовала в комиссии по заселению. - Чтобы ее окончательно не разгромили, мы посовещались и решили эту женщину с ребенком заселить…
- Нынешние жильцы вселились в комнату №48 по улице Текстильщиков, 3/51, с нашего ведома, - рассказывает председатель кооператива ПКСК “Солтустик” Галина КАСТРЮБИНА. - Мы были рады, что там появится хозяин, который приведет все в порядок и начнет оплачивать коммунальные услуги. Квартира пустовала, там был разгром. В конце 2001 года мы актировали всю пустующую жилплощадь и сдали эти сведения в юридический отдел акимата. Но городские власти не отреагировали и никого туда не поселили.
Жилплощадью, на которой поселилась Сауле, прежде владела пенсионерка Ольга КОВАЛЬ, которая еще в 1996 году уехала в Россию. И спустя два года там умерла. Никто из наследников до сих пор не предъявил прав на оставленное в Костанае имущество.
Сауле очень скоро привыкла к мысли, что эта квартира ее. Она отскоблила, отчистила, отмыла и отремонтировала как могла загаженную бомжами комнатенку. Вроде только стала жить. Но 13 февраля этого года (заметьте, спустя шесть лет после того, как городские власти получили сведения о пустующем жилье!) аким Костаная Женис НУРГАЛИЕВ направил в городской суд заявление о признании этой квартиры выморочным наслед­ством.
В гражданском праве выморочным называется имущество умершего человека, которое не переходит к его наследникам. В этом случае все, что нажито непосильным трудом покойного, отходит государству. То есть горакимат мог унаследовать не только квартиру, но и прочее имущество почившей пенсионерки Коваль. Но не стал. А ведь согласно описи, которую комиссия ПКСК произвела при вселении Сауле, в комнате находились поломанный телевизор “Рассвет”, бэушный войлочный коврик, холодильник “неработающий, очень старый”, стол обеденный, шесть тарелок, ложка, скалка, кружка металлическая, две рюмки, два стакана, разбитое зеркало…
- Согласно нормативному постановлению Верховного суда Республики Казахстан от 20 апреля 2006 года №3 “О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником”, исполнительный орган давно должен был позаботиться о том, чтобы признать данную квартиру бесхозяйной, - комментирует ситуацию адвокат Виктор Нурахметов. - Акимат должен был не бороться за наследство, а писать заявление о постановке этого жилья на учет в Центре по недвижимости. Лишь через год у госоргана появилось бы право обратиться в суд о признании квартиры бесхозяйной и приеме ее в коммунальную собст­венность. Но костанайские чиновники нашли способ сократить этот срок. Добившись признания жилплощади выморочным наследством, акимат быстро стал собственником и тут же подал иск о выселении Сауле Нугымановой с ребенком.
Вот так ловко в Костанае обошли нормативное постановление Верховного суда. Да, видимо, не все учли.
- Костанайский филиал Международного бюро по правам человека, конечно же, примет участие в судьбе Сауле Нугымановой и ее дочери, - говорит юрист организации Анастасия КНАУС. - Я удивлена, почему суд вообще не озаботился судьбой 8-летней Анары. И это при том, что Казахстан еще в 1994 году ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН...

Стас КИСЕЛЕВ, Костанай,
тел.: 8-777-2265521, e-mail:
stas_kiselev@rambler.ru

Поделиться
Класснуть