главный приз - это Лир
- Чтобы играть героев Шекспира, надо пережить очень многое. Вы же оставляете впечатление вполне удачливого актера и человека. Где берете материал для страданий?
- С этим у меня все в порядке... На втором курсе Саратовского театрального училища я уже был женат. Сын родился с помощью кесарева сечения, и у жены начался сепсис. Так что поначалу я фактически заменил ему маму. Когда сын уже заканчивал школу, умер мой старший брат - он служил на Байконуре. Мне сказали, что ему и так очень повезло - обычно на космодроме работают 7-8 лет, а он выдержал 17. Потом по глупой случайности погиб сын. Он уже окончил школу, собирался тоже стать актером, но когда с другом заливал бензин в машину, бак почему-то взорвался. Сыну обожгло 65 процентов кожи и через четверо суток он умер. Мама последние три года жизни болела, не вставала с постели, и весь уход за ней был на мне.
- При таких испытаниях можно было спиться - что артисты и делают при гораздо меньших трудностях…
- Я даже курить долгое время не умел, хотя актеру иногда по сюжету необходимо быть на сцене с сигаретой. Не научили этому даже в военном училище, где я проучился год. Просто не понимал, как это - затягиваться. А получилось совершенно случайно: в спектакле, в котором я играл командира разведки, нечаянно затянулся всерьез - так, что закружилась голова. С тех пор я некоторое время курил. Но в 1987 году отложил сигарету и больше к ней не возвращался. Даже в сериале “Перекресток”, где мой герой был курящим (а сигареты мы были обязаны показывать по договоренности со спонсорами), я только доставал пачку, демонстрировал ее в камеру - и все. А вот жена у меня курит, я регулярно езжу на оптовку покупать ей сигареты. На самом деле слабость человека заключается в том, что он всегда находит себе откорячку - жена ушла, на работе не ладится или что-то еще. Когда у тебя не получается, надо мучиться, а не пить или курить. В этой жизни всегда есть и хорошее и плохое, но плохого больше. В 2001 году у меня был инсульт. Когда лежишь в реанимации, то приходят хорошие мысли, например о том, что Создатель посылает нам испытания, и смысл их очень простой: выдержишь - живи дальше, нет - что же делать?.. Поэтому на второй день я стал пытаться говорить и двигаться. Хотя это ужасное ощущение, когда не работает рука и нога, я в первый раз такой страх испытал.
- Не было желания попытать счастья на российских подмост-ках?
- Конечно, как и многие, в какой-то момент мы думали об этом, особенно, когда уезжал театр “Бенефис” и меня звали с собой. Кстати, у них из всех прекрасных мечтаний там ничего не сбылось. Но самым главным аргументом был такой: здесь же могилы мамы и сына, куда я поеду? Как раз на фоне всех этих раздумий в моей жизни и появился “Перекресток”. Вот это были счастливые годы! Я был при потрясающе организованном деле и умудрялся, даже совмещая театр и съемки, ездить в Бишкек, чтобы поставить там спектакль. Сейчас не могу понять, как меня хватало на все. Когда тут пить?
- Тогда-то и пришла настоящая актерская слава?
- Да, именно телеэкран дает невероятную узнаваемость. Меня до сих пор на улице зовут либо по фамилии, либо Жора, как моего героя. Однажды после спектакля был забавный случай: иду на автобусную остановку, останавливается милицейская машина, выходят люди в погонах, один говорит: “Моя мама так влюблена в вас, поедемте познакомимся”. Пришлось поехать, познакомиться с очень приятной интеллигентной женщиной.
- А карьера Деда Мороза удалась?
- Да! Я практически с первого года работы в Алматы был очень востребован в этом качестве. Особенно мне нравилось “дед-морозить” в детских садах. К тому же, как и для любого артиста, это был единственный большой приработок за весь год. У меня были свои хитрости: например, я делал своеобразный “бегунок” - длинную полоску бумаги, на которой был законспектирован сценарий, и я знал, когда мне просто возле елки головой кивать, а когда активно включаться в процесс. Эту бумажку я приклеивал на посох и аккуратно подглядывал по ходу действия. Но когда я похоронил сына - елочки как отрубило...
- При всех нынешних страстях король Лир сегодня - вроде бы не самая злободневная тема…
- Как сказать... Например, в Москве эта пьеса сейчас идет в трех театрах. Действительно интересно, почему, создав такое мощное государство, Лир решил отказаться от власти, разделить все. Возможно, он понимал, что стареет и просто не в состоянии будет дер-жать это государство, тем более что там еще два зятя - и третий на подходе. Все это очень хорошо ложится на все происходящее на постсоветском пространстве. Наступление капитализма, семейные распри, власть и деньги, - все это меняет человека. Трагедия Лира в том, что он почувствовал себя неуязвимым, решил раздать все и оставить себе лишь титул. Но как только он отдал власть и деньги, то оказался никому не нужным и за свое самодурство получил три трупа. Хотя на самом деле мне до фени власть и ее проблемы. Гораздо интереснее семейный аспект.
- Не обидно, что в юбилей остались без бенефиса или звания - этих традиционных радостей актеров-именинников?
- Я счастливый человек просто потому, что родился. К тому же у меня два глаза, нос на месте, две руки и ноги. Ведь сколько людей с разными проблемами. У меня нет никаких наград, и я от этого счаст-лив. Для меня главный приз - это Лир.
фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Ксения
ЕВДОКИМЕНКО,
evdokimenko@time.kz