16933

Фон памяти

Монумент жертвам трагедии 1930-1932 годов, который впервые в истории нашей страны будет установлен в Астане, вызвал новый шквал критики. К гневу известных архитекторов и скульпторов присоединились уважаемые в стране историки, писатели и художники из Алматы и Астаны. По словам некоторых, лучше заслужить немилость руководства столицы и даже главы государства (ведь отобранный проект уже рассмотрен и одобрен президентом), чем вызвать в будущем волну общественного недовольства.

Мы уже писали о том, что монумент в память о жертвах голодомора власти сначала решили “спрятать” в районе технопарка и железнодорожного вокзала, установив его в парке имени Пушкина (см. “Памятник голодомору: всё, кроме политики”, “Время” от 17.4.2012 г.). Но недавно столичный акимат принял новое решение: перенести мемориал в деловую часть старого города - на пересечение улиц Республики и Абая, где до этого располагался памятник Абаю, а еще раньше - скульптура чабана на лошади в окружении баранов. По мнению экспертов, это место достойно лишь миниатюрной парковой скульптуры или рекламного билборда, но никак не монумента общенациональной трагедии. Фоном ему здесь будут служить гостиница “Абай”, обшарпанный Дом быта и здание Альфа Банка. Все эти строения выполнены в разных архитектурных стилях на небольшом участке 20 на 30 метров.
Но самое главное, говорят архитекторы, это то, что власти, выбрав для траурного сюжета участок на пересечении двух самых оживленных улиц Астаны, не отдают себе отчета в том, что тысячи людей, занятых своими заботами, просто-напросто привыкнут к скорбному виду монумента и перестанут обращать на него внимание, тем самым атрофируется память о жертвах голодомора.

- Место под любой памятник должно быть выбрано до объявления конкурса на лучший проект, чтобы скульптор отталкивался от него, создавая свою работу. А у нас все делается наоборот: создают памятник, а затем “таскают” его, пытаясь втиснуть общественно значимый монумент в старую городскую застройку без его реконструкции. А ведь от удачного расположения зависит очень многое. Один и тот же памятник в одном месте может затеряться, а в другом - крикливо выбиваться из окружающего ландшафта. В данном случае я вижу, что мы запрограммированы на ошибку! - комментирует заслуженный архитектор республики Серик РУСТАМБЕКОВ (на снимке).
Этот специалист, уже несколько сроков подряд возглавляющий Ассоциацию Союзов архитекторов стран СНГ, утверждает: ни в какой другой стране конкурсы на лучший проект так не проводятся.
- Я случайно узнал об этом конкурсе, - говорит он. - Он прошел очень закрыто, среди ограниченного круга лиц. А ведь, учитывая общественно-политическую значимость мемориального комплекса, необходимо было провести конкурс с участием всех желающих скульпторов, художников и архитекторов! Вместо этого чиновники из управления архитектуры Астаны посмотрели проекты - и сами приняли решение. У нас чаще всего тендеры превращаются в конкурсы связей и кошельков, причем тем самым их организаторы ставят в неловкое положение как руководство города, так и власти республики: те наивно полагают, что в конкурсе участвовали лучшие силы страны с широким обсуждением и осталось только утвердить отобранный проект. Причем, когда презентуют работу руководству города или республики, доступ другим лицам намеренно отрезается, чтобы как бы чего не сказали.
- Мне представляется, что величественный монумент необходимо расположить в одном из центров столицы, тихом, спокойном уголке, не связанном ни с какими развлечениями. Чтобы люди, приходящие поклониться мученикам Великого джута, имели возможность сосредоточиться на своих чувствах, глубоко задуматься о нашем прошлом, о страшной трагедии начала 1930-х годов, - считает главный редактор журнала “Простор”, автор книги “Великий джут” Валерий МИХАЙЛОВ.

После нашей первой публикации темой заинтересовался мажилисмен, доктор исторических наук академик Абай ТАСБУЛАТОВ.
- По этому поводу нужно если не референдум проводить, то хотя бы спросить у творческой интеллигенции, обсудить с простыми людьми. Я, возможно, сделаю по этому поводу депутатский запрос в компетентные органы. Разберусь, откуда ноги растут, кто такие решения принимает: то в технопарке установить, то на улице Абая - несуразица какая-то...
Автор известной трилогии “Одинокая юрта” о трагедии голодомора Смагул ЕЛУБАЙ призывает астанинские власти еще раз обдумать свое решение.
- Я удивляюсь, когда некоторые говорят, что это, мол, политическая акция (установление монумента о голодоморе. - Т.Г.). Нет, это восстановление памяти, нашей истории! Поэтому памятник должен стоять на почетном месте! Мы должны сделать и следующий шаг - создать мемориальный комплекс в Алматы по типу музея холокоста в Европе. Ведь в совокупности погибли 4 миллиона человек, среди которых 250 тысяч представителей некоренного населения!

Впрочем, нарекания вызывает не только расположение монумента, но и он сам (он представлен Стеной скорби в исполнении архитектора Орала АЛИБАЕВА и скульптурной композицией Валерия ПИРОЖКОВА в виде извивающейся 4-метровой фигуры женщины с запрокинутой назад головой и поднятыми руками).
По замыслу Пирожкова, женщина символизирует дух народа, взывающего к небесам и Всевышнему. Однако эксперты полагают: это идейно-художественное решение не раскрывает трагедии голодомора. А Стена скорби у некоторых из них вызывает оскомину своей банальностью.
- Я один из членов госкомиссии по сооружаемым памятникам и скульп­турам в Казахстане, на суд которой был вынесен и этот монумент, - рассказывает председатель Ассоциации художников Казахстана академик Хасен АБАЕВ (на снимке). - Говорят, было 12 вариантов, но я видел только один. Мне показали сразу отобранную работу на завершающей стадии - “модель в величину сооружения”, минуя стадии эскизных работ, рабочей модели, когда еще можно делать замечания авторам. Впечатления удручающие. Я хорошо знаю Валеру Пирожкова - он мастер парковой скульптуры. В городе установлены его барашки, амурчики, мне, например, нравится белая лошадка на Водно-зеленом бульваре. Такие вещи у него получаются. Но его скульптура, посвященная голодомору, больше похожа на пери, выпущенную из бутылки, которая вся извивается и танцует перед наблюдающими за ней истуканами. В данном случае можно ограничиться только Стеной скорби. Скульптура не гармонирует ни со стеной, ни с общим замыслом...
70-летний аксакал живописи уже написал письмо министру культуры и информации Дархану МЫНБАЮ, в котором выразил свое мнение: скульптура в таком виде может быть воспринята как издевательство.

Между тем заседавшая на прошлой неделе госкомиссия уже вынесла отрицательный вердикт замыслам столичного управления архитектуры и градостроительства. Протокол на двух страницах направили в Минкультуры. В нем акимату рекомендовано остановить возведение скульптурной композиции на выбранном участке, перенести место его расположения в живописный парк “Времена года” у реки Акбулак на углу улиц Республики и Ташенова, а сейчас ограничиться тем, что установить знаковый камень с надписью: мол, здесь со временем установят монумент голодомору.
Вместе с тем столичные чины, своими келейными решениями вынудившие известных деятелей искусства оспаривать одобрение президента, сами вступать в полемику и комментировать что-либо газете наотрез отказались.

Тогжан ГАНИ, jigida@mail.ru, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее