Взлёт разрешают!
Казахстану пора перестать быть транзитной стоянкой: президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ потребовал перезапустить систему грузовых авиахабов.
На совещании по развитию региональных грузовых авиахабов глава государства очертил болезненные точки авиаотрасли и обозначил, какие решения должны быть приняты уже сейчас, чтобы страна не потеряла позиции в растущем рынке воздушных грузоперевозок.
Президент напомнил, что сегодня через нашу страну транспортируют в основном автомобильные и железнодорожные грузы, тогда как рынок air cargo (то есть доставка товаров самолетами) будет стремительно расширяться.
- К 2040 году 20 процентов грузовых авиаперевозок будут осуществляться по маршруту Азия - Европа, - отметил он. - Нашей стране необходимо сформировать мультимодальный логистический каркас, объединяющий железные и автомобильные дороги, а также воздушный транспорт.
По словам Касым-Жомарта Токаева, конкурентная борьба за транзитные коридоры в Центральной Азии и на Южном Кавказе усиливается, и Казахстан не может позволить себе медлительность. Проблема, считает он, в том, что ключевые аэропорты республики пока не являются настоящими карго-хабами: транзит ограничивается дозаправкой и техническими стоянками, без глубокой обработки и консолидации грузов.
- Имеющийся потенциал в полной мере не реализован из-за недостаточно развитой инфраструктуры, - констатировал президент и потребовал переформатировать рабочие процессы, адаптировав льготные режимы СЭЗ под реальную специализацию каждого хаба.
Среди ключевых тормозящих факторов он выделил и устаревшую тарифную политику. На протяжении 10 лет тарифы повышались лишь раз, что привело к хроническому износу инфраструктуры. Президент поручил пересмотреть их по принципу “тариф в обмен на инвестиции”, при этом избегая резкого удорожания услуг и сохраняя предсказуемость для бизнеса.
Не менее острой остается проблема авиатоплива - высокая цена и недостаточные объемы внутреннего производства фактически удушают отрасль.
- Для начала в ближайшие три года требуется нарастить объемы производства внутри страны, обеспечить диверсификацию импортных поставок. Разумная конкуренция должна сохраняться. Все изменения в регулировании должны осуществляться поэтапно и адресно, не нарушая устойчивости поставок топлива. Следующим шагом должно стать создание научно-исследовательского института авиации и лабораторий сертификации топлива на базе действующих организаций. Правительству совместно с антимонопольным органом следует безотлагательно принять комплекс мер по решению этих вопросов, - подчеркнул президент.
Глава государства заметил, что существует и дефицит грузовых самолетов. В связи с этим он предложил рассмотреть отмену ограничения на эксплуатацию воздушных судов старше 25 лет, напомнив, что крупные мировые операторы успешно работают на флоте с куда более внушительным возрастом.
- Необходимо разработать конкретный пакет мер на предстоящие три-пять лет по поддержке отечественных грузовых компаний. Основная цель - развитие мультимодальной логистики через стимулирование компаний к созданию добавленной стоимости. Важным элементом формирования транзитных авиапотоков является развитие флота воздушных судов, - заявил Токаев.
Еще одно слабое звено - кадры. По словам президента, реформы невозможны без профессиональной команды: авиационной отрасли ежегодно нужны сотни новых специалистов, но подготовка ведется недостаточными темпами. Поэтому правительству поручено реформировать систему обучения, усилить международное сотрудничество и создавать собственные центры компетенций.
Подводя итоги, Касым-Жомарт Токаев заявил, что развитие транспортно-логистической системы будет находиться под его личным контролем, а отрасль должна перейти от деклараций к практическим шагам.
Владислав ШПАКОВ, Астана

Владислав ШПАКОВ