Как в воду глядел!
Президент - чиновникам: Ваша работа - халатность и непрофессионализм!
Для политического истеблишмента Казахстана конец минувшей недели и начало нынешней стали, мягко говоря, постыдными. Дважды подряд Касым-Жомарт ТОКАЕВ обвинил их, членов правительства и акимов в бессилии и неспособности оперативно и адекватно реагировать на возникшую, причем не вдруг (!), чрезвычайную ситуацию: откровенно прошляпили, не подготовились к паводкам, хлынувшим в девяти областях республики.
В интернете сейчас популярен небольшой видеоролик - отрывок из какого-то советского документального фильма 80-х прошлого столетия. В нем рассказывается, как проводилась мелиорация в КазССР в весенний период интенсивного таяния снегов.
“Огромные массы воды останавливаются валами и отводятся в лиманы. По ложбинам и бетонным водотокам поступают в водохранилища. Запасенная весной вода идет для летнего полива. Резко повышаются урожаи кормовых культур, отзывчивых к орошению”, - рассказывает советский диктор.
Тут же рядом на разделенном экране транслируется, что называется, для сравнения, печальная современность - паводки, бурная вода.
Пользователи, видя оба видео, невольно задаются вопросом: почему почти 40 лет назад с паводками умели и успешно боролись, а сейчас нет? Версий немало, но большинство сходится во мнении, что нынешним чиновникам попросту начхать на беды простых казахстанцев, потому что они, так называемые слуги народа, непотопляемые, в отличие от сел и деревень, заливаемых сейчас большой водой.
Негативную оценку граждан разделяет и глава государства. Вечером 30 марта, сразу после прибытия из Китая, на оперативном совещании по паводковой ситуации в стране президент без обиняков подверг резкой критике действия правительства и акимов за откровенно плохую работу. По словам Токаева, между правительством и местными исполнительными органами отсутствует координация. Президент объявил строгий выговор за непринятие своевременных противопаводковых мер первому вице-премьеру Роману СКЛЯРУ, министру водных ресурсов и ирригации Нуржану НУРЖИГИТОВУ, а также акимам Атырауской Серику ШАПКЕНОВУ, Акмолинской Марату АХМЕТЖАНОВУ, Алматинской Марату СУЛТАНГАЗИЕВУ, Павлодарской Асаину БАЙХАНОВУ и Абайской Нурлану УРАНХАЕВУ областей. Между тем руководителей Актюбинской Асхата ШАХАРОВА, Костанайской Кумара АКСАКАЛОВА и Западно-Казахстанской Наримана ТУРЕГАЛИЕВА областей глава государства удостоил “звания” о неполном служебном соответствии.
Для решения возникших проблем Токаев распорядился создать республиканский штаб во главе с премьер-министром, а также усилить противопаводковые работы во всех регионах.
Первое заседание штаба состоялось 1 апреля. В нем глава государства принял непосредственное участие, что тоже свидетельствует о низком уровне доверия к местной исполнительной власти.
- Паводки текущего года превысили масштабы паводков 2012 и 2017 годов, которые считались наиболее крупными за 30 лет, - заявил Токаев на заседании штаба. - О чем это говорит? Прогнозная работа полностью отсутствовала, что связано с дефицитом специалистов соответствующего профиля, - ставил заслуженные “диагнозы” президент. - Прогнозно-аналитическая работа ответственных органов и профильных служб (“Казводхоза”, “Казгидромета”) организована слабо. Меры реагирования в основном принимаются постфактум либо с небольшим заделом прогнозирования. Поэтому нам крайне необходим надлежащий механизм прогнозирования кризисных ситуаций. Последствия и масштабы бедствия, даже с учетом погодных условий, могли быть меньше, если бы акиматы ежегодно исполняли все запланированные противопаводковые мероприятия! Этим акиматы, судя по всему, не занимались. Компетентные учреждения (акиматы, МЧС, Министерство водных ресурсов) не работают сообща, уклоняются от ответственности, перекладывают работу друг на друга.
Если ситуация не изменится, надо отстранять от должности ответственных лиц! - был категоричен президент. - Главный критерий - эффективность государственных служащих. Еще раз повторяю: все должностные лица должны нести прямую ответственность за предотвращение наводнений! Мной уже была дана оценка вашей работы. Она отрицательная, связанная с халатностью и непрофессионализмом! В результате нашим гражданам причинен большой материальный ущерб, они столкнулись с бытовыми неудобствами, наносящими урон их здоровью и благополучию.
Президент подчеркнул, что сейчас самое главное - обеспечить безопасность граждан.
- Пик нынешних паводков еще не пройден, поэтому нужно максимально задействовать все силы и средства, в том числе кадровые и технические ресурсы МВД, Национальной гвардии, Вооруженных сил и КНБ, - обрисовал план мобилизации и действий глава государства. - Отдельно стоит вопрос по привлечению волонтеров, граждан, которые хотят помочь. Но главное - это государственные органы.
А на деле, по словам Токаева, между госорганами и акиматами отсутствует четкий и стабильный алгоритм коммуникации. МЧС должно контролировать готовность страны к стихийным бедствиям: “Это его основная задача. Акцент должен быть сделан на этом вопросе”. Между тем Министерство водных ресурсов “должно проверять состояние гидротехнических и других важных объектов и предоставлять достоверные данные”, напомнил президент должностные обязанности соответствующему министру.
- Ситуация может в любой момент резко ухудшиться. Сейчас первостепенная задача - не допустить человеческих жертв, - предупредил Токаев. - Нужно учесть допущенные ошибки и провалы. Государство примет меры по обеспечению компенсации потерь. Я, обращаясь к гражданам, хочу сказать: не беспокойтесь, все потери будут компенсированы государством, а также предпринимателями! Но финансовые и политические потери более чем значительные. Это тоже надо учитывать. Поэтому работы перед правительством очень много. Спрос будет жесткий!
Кроме того, глава государства поручил чиновникам уже сейчас начать готовиться к летнему периоду, который в Казахстане, увы, уже традиционно не проходит без происшествий.
- Вполне возможны пожары и другие стихийные бедствия. Нужно заранее, не так, как сейчас: проснулись - и вдруг обнаружили, что наступили паводки! Здесь можно использовать опыт совместной работы МЧС и национальной компании “Қазақстан ғарыш Сапары” по моделированию паводков в восточных регионах страны, - отметил Токаев.
На заседании штаба отдельная порция критики от президента досталась Министерству водных ресурсов и ирригации. Впрочем, министру Нуржану Нуржигитову к президентской критике не привыкать. С начала года он слышал ее не раз. Правда, тогда Нуржигитов, признавая справедливость нареканий главы государства за отсутствие результатов в работе, оправдывался недостатком времени в связи с разработкой концепции развития системы управления водными ресурсами до 2030 года и плана по ее реализации. О работе над этим документом министр рассказал нашей газете (см. “Против природы не пойдем, но меры примем”, “Время” от 29.1.2024 г.).
Вот только концепцию эту щедро раскритиковали. К примеру, в интервью нашему изданию эксперт по управлению водными ресурсами Ерлан БАДАШЕВ заявил, что упомянутый документ - “сплошные декларации” и что профильное министерство должно системно подходить к работе, а не воду в ступе толочь (см. “Вместо стратегии - сплошные декларации”, “Время от 14.3.2024 г.).
И, как выяснилось, у главы государства сложилось такое же мнение: план действий по реализации концепции, полагает Токаев, носит декларативный характер, не позволяя комплексно решить проблему предотвращения и сокращения ущерба от паводков. Поэтому президент распорядился пересмотреть положения концепции.
Между тем, по мнению политолога Данияра АШИМБАЕВА, нынешние паводковые проблемы нельзя списывать только на недостаток профессиональных кадров:
“В советское время в начале года регулярно создавалась республиканская комиссия по борьбе с паводками. Работали институты, метеослужба, шла постоянная превентивная подготовка. К началу паводкового сезона были мобилизованы все необходимые ресурсы, включая военных. А сейчас буйство “эффективных менеджеров”, специалистов по корпоративному управлению и стратегическому планированию. И мы видим нарастание кризисов в энергетической и коммунальной инфраструктуре, управлении водными ресурсами, борьбе с оползнями, наводнениями, пожарами, землетрясениями.
Я бы не стал все валить на коррупцию и непотизм, кадровый голод и ошибки предшественников, мировые тенденции и ретроградный Меркурий. Главная причина - безответственность, бесконтрольность и в целом бессистемность государственного управления в стране”.
Григорий ГАРАНИН, Алматы