2789

Наша миссия - построить Новый Казахстан

Касым-Жомарт ТОКАЕВ, выступая в среду в парламенте с посланием народу, объявил о политических реформах, без преувеличения, исторической важности. Суперпрезидентскую форму правления сменит президентская республика с сильным парламентом. Парламентские выборы будут проходить по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Изменения произойдут также в административно-территориальном устройстве страны, экономической, социальной сферах и судебной системе.

Наша миссия - построить Новый Казахстан

А где же ваши ручки?

В течение всей программной речи президента Токаева приглашенные в парламент министры и акимы регионов не переставая что-то записывали в свои блокноты. Но если первым было удобно это делать - они сидели за столами, то акимы строчили прямо на коленках. Главы областей и мегаполисов сидели на балконах в узких креслах, внизу, “в партере”, для них не было свободных мест. Незанятыми были только руки депутатов, которые ничего не конс­пектировали, а лишь слушали, мотая все на ус, и хлопали.

А аплодировали депутаты, министры, акимы и другие чиновники, слушая полуторачасовое пос­лание главы государства народу, 28 раз.

Самые громкие овации зазвучали, когда Токаев предложил создать три новые области в Казахстане, но самые жаркие рукоплескания, от которых даже вздрогнули звукоинженеры, взорвали зал после заявления президента о переименовании города Капшагая в Кунаев. Они длились несколько минут - казалось, будь у политиков головные уборы, они непременно взлетели бы на радостях вверх.

Между тем робкие и вялые аплодисменты прошелестели пос­ле того, как Токаев высказался за усиление полномочий мажилиса в принятии законов. Видно было, что далеко не все сенаторы с восторгом приняли эту новость.

Вообще, логичность аплодисментов трудно было понять. Зал почему-то не отреагировал, например, на поручение Токаева установить предельный размер пожертвований в избирательные фонды, чтобы не допустить влияния из-за рубежа на ход выборов. Таким же пассивным оставался зал, когда президент предложил закрепить за Генпрокуратурой функцию расследования пыток. И тогда, когда глава государства предложил закрепить отмену смертной казни в стране на конституционном уровне.

Ни одного хлопка не раздалось и во время заявления о том, что необходимо расширить категорию дел, которые смогут рассмат­ривать суды присяжных. Зато все бурно отреагировали во время призыва Токаева пересмотреть закон о СМИ.

А теперь подробнее о самом важном, что сказал президент.

О трагическом январе

В первую очередь глава государства напомнил о драматических событиях в первые дни этого года, еще раз акцентировал внимание на целях заговорщиков и предателей. Он подчеркнул: имела место масштабная, детально сработанная операция, целью которой было смещение высшего руководства, его дискретизация в глазах народа и зарубежной общественности.

- Все виновные в этих трагических событиях понесут наказание, какие бы должности и позиции в обществе они ни занимали! - заверил президент.

Глава государства отметил, что инициативы, которые заложены в нынешнем послании, он тщательно прорабатывал еще до январских событий.

- После трагического января некоторые эксперты и госслужащие советовали мне не торопиться, отложить дальнейшие пре­образования до лучших времен. Дескать, зачем менять систему, если ее можно использовать в собственных интересах. Другие вполне обоснованно опасались разгула уличной демократии, предрекая различные негативные сценарии наподобие горбачев­ской перестройки, тем более геополитическая обстановка крайне осложнилась. Но я твердо убеж­ден, что нашей стране все же нужны кардинальные реформы! В противном случае - застой. Его разрушительные последствия мы видели из недавней советской истории. Да и январские события в некоторой степени стали следствием отечественного застоя, - поделился размышлениями глава государства.

Казахстану нужны выверенные шаги по переустройству политической модели, уверен Токаев.

Президент - вне партий

- Речь прежде всего идет об окончательном переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. Такая система обеспечит оптимальный баланс властных институтов и будет способствовать устойчивому развитию страны, - заявил президент.

Неправильным он назвал то, что сегодня буквально все замыкается на главе государства.

- Долгосрочные интересы государства для меня важнее каких-то дополнительных рычагов власти и ситуативного влияния. Поэтому на январском съезде партии Amanat я заявил о намерении уже в этом году покинуть пост ее председателя, - сказал Токаев.

По его мнению, сращивание партийных структур с госаппаратом крайне нежелательно. Монополия в политике неизбежно приводит к различным социальным болезням и деградации государства.

- Политическому доминированию нужно поставить надежный заслон. Предлагаю законодательно оформить обязанность президента прекратить членство в партии на период своих полномочий. Данная норма повысит политическую конкуренцию, обеспечит равные условия для развития всех партий. Тем самым мы избавим будущих лидеров страны от соблазна подмять под себя основные политические институты, - привел аргументы глава государства.

Исходя из этой логики, считает он, необходимо в законодательство ввести положение об обязательном выходе из партий председателя и членов Цент­ризбиркома, Счетного комитета и Конституционного совета.

Кроме того, заявил Токаев, нужно законодательно запретить акимам и их заместителям занимать должности в региональных филиалах партий. Такие решения позволят сформировать многополюсную партийную систему. Причем у акимов не должно быть больше трех заместителей, в исключительных случаях - только четыре.

- Глава государства должен выступать незыблемым гарантом равенства возможностей для всех граждан, - отметил далее президент. - Поэтому для ближайших родственников президента будет введен законодательный запрет на занятие должностей политических, государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе. Считаю, будет нелишним закрепить данную норму в Конституции.

Депутатская рокировка

Серьезные изменения произойдут и в порядке формирования и функциях сената и мажилиса.

- Я принял решение о сокращении президентской квоты в сенате с 15 до 10 депутатов, причем пять из них будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана (АНК), а не избраны ею, как это происходит в настоящее время, - объявил президент.

При этом квоту АНК в мажилисе упразднят.

- Соответственно, общее количество депутатских мест в мажилисе уменьшится, - констатировал Токаев.

По Конституции, продолжил он, сенат имеет право принимать или не принимать одобренные мажилисом законопроекты. То есть у мажилиса, подчеркнул президент, фактически нет возможности преодолевать возражения верхней палаты.

- Считаю целесообразным ввести норму, предполагающую право сената только одобрять или не одобрять законы, уже принятые мажилисом. Следовательно, именно мажилис наделяется правом принимать законы, - объявил президент, добавив, что полномочия сената следует дополнить правом согласования кандидатур на пост председателей Конституционного и Высшего судебного советов.

Вместе с тем парламент должен усилить контроль над качественным использованием средств республиканского бюджета. В этой связи вместо Счетного комитета Токаев предложил создать Высшую аудиторскую палату, председатель которой будет отчитываться перед депутатами мажилиса дважды в год.

Больше конкуренции

Существенные перемены произойдут в избирательной системе.

В парламентских выборах вводится смешанный принцип. Так, депутатский корпус мажилиса будет формироваться по следующей схеме: 70 процентов - на пропорциональной основе, 30 процентов - на мажоритарной. В таком случае каждый регион может избрать по меньшей мере одного депутата в нижнюю палату парламента.

- Новая модель даст возможность гражданам с различными взглядами прийти в мажилис, - отметил Токаев.

Смешанную модель предлагается вести и на выборах маслихатов областей и городов республиканского значения.

При этом выборы маслихатов районов и городов президент предложил проводить полностью по мажоритарной системе, что позволит сформировать на местах конкурентную политическую среду, откроет дорогу для прихода к политике новых авторитетных в народе лиц. Тогда можно будет вернуть мандат депутата, который не выполнил своего предвыборного обещания.

Наряду с этим президент объявил, что в стране упростят про­цедуры регистрации партий:

- Регистрационный порог следует снизить в четыре раза - с 20 до 5 тысяч человек. Минимальная численность региональных представительств уменьшится в три раза - с 600 до 200 человек. Почти на треть - с 1000 до 700 человек - сократится минимальная численность инициативной группы граждан для создания партии. При этом сроки проведения учредительного съезда и период формирования филиалов увеличатся.

В результате появятся новые партии, способные грамотно артикулировать и эффективно решать насущные проблемы своего электората, уверен президент.

Кроме того, будут введены косвенные выборы акимов областей и городов республиканского значения:

- Нужно внести соответствующие поправки в законодательство, регламентирующие право президента вносить на альтернативной основе не менее двух кандидатур на должности акимов областей и городов республиканс­кого значения. Таким образом, президент будет назначать акимов областей и городов республиканского значения с учетом результатов рассмотрения, а возможно, и выборов в маслихатах. По сути, речь идет о косвенных выборах руководителей регионов.

Вместе с тем за главой государства сохранится право на освобождение от должностей руководителей регионов без консультаций с маслихатами.

Прозрачно, без подтасовок

Говоря о модернизации выборного процесса, Токаев предложил нормативно разрешить партиям предвыборную агитацию в соцсетях, закрепив соответствующие регламенты и правила.

Необходимо также законодательно оформить деятельность наблюдателей, полагает он.

Помимо этого будут пересмотрены принципы деятельности территориальных избирательных комиссий, которые будут работать на профессиональной основе.

Для исключения двойного голосования, а также голосования на любом участке сформируют единую электронную базу избирателей. А для того чтобы не допустить влияния отдельных лиц и иностранного вмешательства на ход выборов, установят предельные размеры пожертвований в избирательные фонды.

На страже закона и прав человека

Токаев предлагает учредить Конституционный суд, напомнив, что такой институт был в Казах­стане на заре независимости:

- Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона. Следует также наделить генерального прокурора и уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.

Для окончательного закрепления решения об отмене смертной казни президент предложил внести соответствующие изменения в Конституцию.

Кроме того, он заявил о необходимости закрепить за Генпрокуратурой расследование преступлений, связанных с пытками. Главному надзорному органу поручено также рассмотреть вопрос о криминализации правонарушений в семейно-бытовой сфере.

По мнению президента, следует расширить категории дел, подлежащих рассмотрению судами присяжных. Сегодня они вправе выносить вердикт только по особо тяжким преступлениям.

Четвертая власть и курултай

Токаев отдельно остановился на вопросе повышения конкурентоспособности СМИ. Государство, заверил президент, особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа.

- Представляя собой эффективный канал коммуникации между властью и народом, СМИ могут и должны поднимать насущные проблемы. Но делать это нужно с большой гражданской ответственностью, работать не по заказам извне, способствуя поляризации нашего общества, и не за теневые гонорары, участвуя в скрытой борьбе политических кланов.

Журналисты должны искренне переживать за свою страну и ее граждан. Недаром СМИ называют “четвертой властью”. Именно поэтому вам, - обращаясь к журналистам, подчеркнул глава государства, - следует распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей со всей осторожностью.

Токаев считает, что настала пора пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы.

Помимо этого он предложил вместо успешно выполнившего свои задачи Национального совета общественного доверия создать Национальный курултай.

- Курултай должен сформировать единую институциональную модель общественного диалога. В состав Национального курултая войдут представители всех регионов. Кроме того, в него будут включены ряд депутатов парламента, члены Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса, общественных советов и организаций, авторитетные общественные деятели, представители бизнеса, промышленности и сельского хозяйства, а также другие граждане, - сказал президент.

Своевременные решения

Выдвинул глава государства и ряд инициатив для оптимизации административно-территориального устройства страны:

- Предлагаю образовать Абайскую область, центром которой станет Семей. Мы должны восстановить историческую справедливость и возродить этот сакральный край. На территории прежней Жезказганской области следует образовать Улытаускую область. Город Жезказган вновь станет областным центром. Располагаясь в самом сердце Сарыарки, Улытау обладает огромным туристическим потенциалом. Необходимо в полной мере реализовать его производственные и логистичес­кие возможности.

А нынешнюю Алматинскую область президент предложил разделить на Жетысускую и Алматинскую.

- Из Талдыкоргана непросто решать проблемы Узынагаша или, например, Талгара. К тому же людям приходится преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до областного центра, - объяснил свой замысел Токаев.

И если административным центром Жетысуской области будет Талдыкорган, то Алматинской президент предложил определить город Капшагай, переименовав его в Кунаев.

- Город Капшагай тесно связан с выдающейся личностью в истории нашего народа Динмухамедом КУНАЕВЫМ. И если общественность предложит назвать этот город его именем, я поддержу такую позицию! - заявил президент.

За деньгами - ответственность

В рамках политической модернизации маслихаты, заявил Токаев, должны стать ключевым звеном местного самоуправления, им необходимо четко обозначить полномочия.

Кроме того, президент поручил пересмотреть систему финансирования регионов. С учетом введения выборности акимов целесообразно внедрить механизм прямого финансирования органов местного самоуправления в соответствии с передовой международной практикой.

- Требуется также существенно расширить базу их собственности. Обладая существенными ресурсами, они смогут реально влиять на ситуацию и нести ответственность. В противном случае это просто имитация, а не самоуправление. Всю необходимую подготовительную работу по этому вопросу нужно завершить до середины текущего года, - дал команду президент.

В целях экономической...

В ходе послания Токаев огласил и антикризисные меры.

- Жесткое санкционное противостояние уже сегодня приводит к серьезным издержкам не только для отдельных стран, но и для всей глобальной экономики. Ситуация меняется стремительно, буквально ежечасно. Нарастает неопределенность и турбулент­ность на мировых рынках, рушатся производственные и торговые цепочки. Но причин для паники все же нет. У нашей страны есть все необходимые резервы и инструменты для преодоления масштабного кризиса, - заявил глава государства.

Он поручил правительству в срочном порядке реализовать комплексный пакет первоочередных мер, прежде всего обеспечить устойчивость национальной валюты. Это ключевой фактор нашей экономической безопасности.

- Последние события в мире оказали мощнейшее давление на курс тенге. Это вам хорошо известно. Нестабильность на валютном рынке связана с паникой, выводом капитала, серыми трансграничными денежными перетоками. Поэтому в финансовой сфере требуется снизить повышенный спекулятивный спрос, возникший в том числе из-за активности покупателей извне, - обозначил приоритеты Токаев.

По его словам, крупные институциональные игроки должны осуществлять покупку иностранной валюты только в рамках исполнения своих договорных обязательств, обеспечив ее предложение.

- Следует проработать вопрос увеличения продаж экспортной валютной выручки компаниями с государственным участием. Жду, что частные недропользователи тоже обеспечат продажи своей валютной выручки. В рамках исполнения своих договорных обязательств банки второго уровня должны осуществлять контроль и мониторинг приобретения валюты их клиентами. Спекуляции на рынках ни в коем случае не должны стать причиной неоправданного сжигания наших резервов, - предупредил президент.

…и продовольственной безопасности

- События в Украине привели к резкому скачку цен на продовольствие. Вполне вероятно, что они в скором времени могут побить все абсолютные рекорды. На этом фоне на первый план выходит качественное проведение посевной кампании. Однако многие фермеры, насколько мне известно, еще не готовы к севу.

Правительству и акиматам требуется взять эту работу под особый контроль. Нужно обеспечить аграриев необходимым объемом горюче-смазочных материалов по приемлемым ценам. Следует перепроверить готовность сельскохозяйственной техники, запасы семян и удобрений, - поставил задачи глава государства.

Нельзя забывать, добавил он, что низкий уровень осадков в ряде регионов может негативно повлиять на урожайность, привести к нехватке кормов.

- Для предотвращения дефицита и бесконтрольного подорожания продовольствия надо проработать вопрос закупа сельскохозяйственной продукции в государственные стабилизационные фонды по форвардным ценам. Неспешный стиль принятия решений, чиновничий формализм здесь недопустимы.

Решения должны приниматься быстро, на основе реальных запросов бизнеса и граждан максимум в течение трех дней, а желательно в течение суток, - обозначил сроки Токаев.

Он также сообщил, что в ближайшее время подпишет указ о дебюрократизации деятельности государственного аппарата.

Разные взгляды, но единая нация

Для реализации инициатив президента потребуется внести изменения более чем в 30 статей Конституции. Кроме того, до конца года нужно будет принять свыше 20 законов.

- Наша миссия - построить Новый Казахстан! Сегодня на планете разразился разрушительный геополитический шторм. Поэтому нам нужно твердо придерживаться стратегического курса, нацеленного на защиту суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение коренных интересов нашего народа.

Сейчас не время возводить политические баррикады, по каж­дому поводу устраивать митинги, настаивать на сомнительных решениях, выдвигать безапелляционные требования, кидаться на исполняющих свой долг полицейских. Все это дискредитирует наш народ в глазах мирового сообщества, - подчеркнул Токаев.

События трагического января, заметил он, уже нанесли серь­езный урон репутации нашей страны. Хаотичные политические реформы могут привести к ослаб­лению государства, тяжелейшим последствиям для его суверенитета и целостности.

- В Новом Казахстане мы должны неизменно следовать принципу “разные взгляды, но единая нация”. Высокая культура диалога и компромисса станет одним из главных факторов укрепления гражданской солидарности в нашей стране. Мы будем решительно противостоять невежеству и архаике, радикализму и иждивенчеству, культу потребления и коррупции! Нам нужно преодолеть взаимное отчуждение и возродить в обществе веру в реальность перемен, - заключил Токаев.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Депутат сената Ляззат СУЛЕЙМЕН:

- Я отношусь положительно к усилению полномочий мажилиса. Это требование населения, избирателей, об этом говорилось давно. Президентом предложена иная конфигурация политической системы, на которой будет строиться новый Казахстан. Она очень прогрессивная, современная и соответствует современным вызовам. Я думаю, это не одного дня процесс. Все мы должны принять участие в реализации этих реформ.

Депутат мажилиса Ерлан СМАЙЛОВ:

- Ключевое, что сказал президент: в социально-экономической сфере у нас не будет прогресса, если мы сейчас не проведем правильных политических реформ. Мы видим, что экономические решения правительства были неэффективны, потому что оно бесконтрольно.

Почему у нас низкие доходы населения? Почему у нас неэффективно тратятся деньги? Откуда берутся огромные непонятные затратные проекты? По итогам прошлого года Счетный комитет провел 21 аудит, они выявили 1,7 триллиона тенге неэффективно использованных средств. Там и неэффективное планирование, и финансовые нарушения.

У нас в стране миллион бедных детей, огромное число скрытых безработных. У нас большую часть населения можно причислить к работающей бедности - они тратят больше 70 процентов своего дохода на продукты питания и коммунальные услуги. Эту ситуацию изменить без политической реформы нельзя, и президент об этом очень четко сказал сегодня! Очень важны предложенные президентом меры по усилению роли парламента и местных маслихатов. Органы самоуправления получат больше полномочий и смогут прямо на местах влиять на качество принимаемых решений и улучшение жизни казахстанцев. Поэтому реформы, предложенные президентом, необходимы!

Государственный секретарь Ерлан КАРИН:

- Переход на смешанную избирательную систему - это очень серьезный шаг! Речь шла о том, что парламент перейдет на “70 на 30 процентов”, мы перейдем на смешанную избирательную систему - пропорциональную и мажоритарную. В регионах на областном уровне смешанная система будет внедрена на уровне “50 на 50 процентов”, а в районах и городах - полностью мажоритарная. Это даст возможность беспартийным кандидатам активно участвовать в политической жизни. Речь президента коснулась и изменений в территориальном устройстве государства. Правительство будет заниматься вопросом создания новых областей. На самом деле мы должны понимать, что будут создаваться области с учетом распределения экономических, демографических ресурсов. И здесь нужно понимать, что это даст толчок и развитию региональной экономики.

Депутат сената Бакытжан ЖУМАГУЛОВ:

- К сожалению, в главной партии страны, недавно переименованной в Amanat, за прошлые годы сложилась порочная практика избрания руководителями областных филиалов акимов соответствующих регионов. Далее она распространялась на города, районы и даже на предприятия. В результате плодились “двойные руководители”, которые организационно-партийной работой особо не занимались. И вполне справедливо, что глава государства наложил вето на формально-административный подход, запретив акимам и их заместителям занимать должности в областных и местных парторганизациях. Общественно-политических организаций коснутся и такие перемены, как снижение регистрационного порога (с 20 до пяти тысяч человек), минимальной численности региональных представительств и инициативных групп граждан для создания партий. Так что не декларируемая, а настоящая многопартийность не за горами.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть