4910

Камилла ЛИ: Глухая стена

На открытии юбилейной выставки Союза художников Казахстана мне так и хотелось сказать: “Все, что вы здесь видите, создано не благодаря, а вопреки”. Не при поддерж­ке государства, а несмотря на то, что нас то ли не замечают, то ли пытаются извести как класс.

Камилла ЛИ: Глухая стена

Тема сравнения нынешнего времени и советской эпохи - дело неблагодарное. Но тогда художники пользовались уважением и имели вес. Тогда была четко отлажена система по привлечению заказов, выполнявшихся на комбинатах и в мастерских художественного фонда. Система заказов формировалась объемом общественно значимых строившихся объектов. К тому же специальным правительственным указом предписывалось в такие проекты в обязательном порядке вводить произведения изобразительного искусства. Вот почему в Доме ученых, например, были уникальные гобелены, витражи, мозаики.

Динмухамед КУНАЕВ присутствовал на многих заседаниях центрального совета Союза художников, принимавшего творческие работы, скромно стоял в стороне, слушал мастеров, не вмешиваясь в обсуждения. Наверное, благодаря этому распоряжением правительства предписывалось 3 процента от прибыли производства табачной и алкогольной продукции аккумулировать на поддержку культуры, и в частности художественного творчества. В обязательном порядке произведения изобразительного искусства закупались музеями, была сформирована система государственных заказов.

Это было частью культурной политики страны. Благодаря такой поддержке за короткий период была сформирована новая для Казахстана национальная школа изобразительного искусства со своей инфраструктурой, системой образования, музеями с их фондохранениями и научно-просветительской деятельностью, высококлассными специалистами в преподавательской, практической творческой и теоретической работе. Имена мастеров Казахстана стали широко известны.

Что же происходит сейчас? Уже более 30 лет никому не было интересно, живы ли мы, как и на что существуем. Художественные колледжи и вузы выпускают художников, но идти работать им некуда. Вообще профессиональное образование переживает не лучшие времена. И об этом тоже не принято говорить. Сейчас здесь же, в музее, проходит выставка работ выпускников и преподавателей института имени Репина Академии художеств России, можно наглядно увидеть, какой высокий там уровень. Наши же сегодняшние выпускники вряд ли выдержали бы с ними конкуренцию. А ведь республика всегда славилась профессиональным уровнем своего изобразительного искусства, собственным национальным пластическо-образным языком. Наших художников ждали на всесоюзных выставках, потому что знали: из Казахстана обязательно привезут что-то неожиданное, свежее, нестандартное.

Сейчас профессиональное образование подмяла Болонская система. Еще в 2009 году Союз художников провел международный форум, на котором мы попытались произвести своеобразную инвентаризацию вопросов и проблем развития изобразительного искусства Казахстана. Как раз уже тогда преподаватели говорили, что нельзя учить живописи по лекалам Болонской системы, что в основе настоящего обучения лежит прямая передача знаний от мастера к ученику. Но никто не услышал нас. В итоге каждый год сокращаются практические занятия, молодые художники не имеют такую основательную подготовку, как прежнее поколение. Я уже не говорю о таких специфических проблемах, как уровень образования в искусствоведении.

Отдельная головная боль - это правовое поле. Начнем с того, что художников вообще нет в законе о культуре, то есть официально такой профессии не существует. Законы пишут юристы, которые не знают нашей специфики, поэтому регулярно происходят разные казусы. Например, закон о госзакупках. Для того чтобы осуществить какой-то проект, нам необходимо выставить его на тендер. В результате побеждает организация, которая предоставляет ту же тему за меньший бюджет. Опускаем воп­рос, как предложенная нами тема вдруг озвучивается другим исполнителем. Главное в том, что проект отдается непрофессионалам. И результат плачевный.

Или совсем вопиющий факт. Несколько лет назад наш коллега попросту сжег свои работы на площади. Он не мог их вывезти законным путем в другую страну во время переезда...

Проблем много, но никто не хочет даже вникать в них. Мы не можем достучаться до властей уже много лет. Меняются министры, мы с каждым пытаемся говорить о давно назревших проблемах, о том, что ситуацию надо менять, но толку от этих разговоров нет.

Много лет назад мне удалось пробиться к одному ответственному чиновнику из Министерства культуры, и я от имени всего творческого союза задала ему вопрос: нужны ли стране художники? Он чуть не обиделся. Но мы и правда чувствуем себя ненужными. Нас даже выслушать никто не хочет. Какой-то бюрократический тупик…

Камилла ЛИ, искусствовед

Поделиться
Класснуть