Гульнара АБИШЕВА: А нужна ли такая ротация?
Ротация, основанная на том, сколько времени директор руководит школой, - нонсенс.
Такое практикуется только у нас, если педагог в кресле руководителя просидел 7 лет и более. И подобная процедура ротации нарушает права директоров и трудовое законодательство Казахстана. Ротация должна проводиться по результатам работы руководителя. Необходимо разработать систему оценки эффективности деятельности руководителей.
Нам поясняют, что директор, сидя много лет в своем кресле, начинает думать о школе как о собственной вотчине, выстраивает нехорошие схемы и занимается коррупцией. Буду говорить открыто: если бы сверху не требовали какие-то суммы, то, естественно, директор на своем месте тоже никаких схем не придумывал бы. Коррупционные риски в образовании высокие. Надо об этом открыто говорить и отрабатывать всю систему, а не только отдельных представителей.
Печально, но процесс ротации, похоже, стал кормушкой для некоторых управленцев. Доходит информация, что в регионах за то, чтобы помочь кому-то остаться на своем месте или же перейти в ту школу, которая приглянулась, устанавливались определенные суммы. То есть ротация не снизила коррупцию.
Примечательно, что ротация директоров идет, а Министерство просвещения не предоставляет никакой информации, которая показала бы снижение коррупции: нет ни сравнительного анализа, ни доказательств того, что ротация благоприятно повлияла на процесс управления организациями образования. По данным Минпросвещения, по стране сменили уже 514 директоров.
Я не против ротации, но только проводить ее следует по результату деятельности директора. А иначе зачем перемещать руководителя, у которого низкие показатели, из одной школы в другую? Считаю, что в таком случае он должен быть просто освобожден от должности!
Проблема в том, что мы не измеряем эффективность деятельности руководителей. Нет определенных индикаторов, которые должны быть в достижении результатов. Именно по индикаторам выстраивается рейтинг руководителей.
Другой вопрос - механизмы реализации процесса ротации руководителей. Здесь не определяются сроки перехода, не учитывается подготовленность коллективов к приходу нового руководителя, нигде не озвучиваются достижения этих директоров. Беда наша в том, что стратегические документы, приказы не сопровождаются тактическими (методическими) руководствами.
Еще одна проблема заключается в отсутствии психологической подготовленности директоров и коллективов. Я общалась с директорами, которые 15-20 лет проработали в одной школе, а затем их переместили. Видела их потухшие глаза, нежелание работать, какое-то неприятие нового коллектива.
Были случаи, когда директоров назначали 29 августа, за два дня до начала нового учебного года. Естественно, в таких условиях очень трудно, а порой и невозможно успеть познакомиться с коллективом, определить нагрузку учителя, провести необходимую работу по организации учебного года. Я уже молчу, если ротация директора еще и совпала с ремонтом всей школы. Да и коллективу учителей психологически трудно принять требования нового руководства.
Именно над этими вопросами должны задуматься наши чиновники от образования. Нужны тренинги, семинары для руководителей и педагогов. Нужна определенная предварительная работа, которую никто не проводит.
Другая очень важная составляющая - этическая сторона этого процесса. Вспомните сами, насколько качество работы зависит от внутренних взаимоотношений в коллективе. Доверие очень много значит. Мы должны понимать, что, пока не начнем доверять нашим учителям и директорам, система образования не выстроится. Это аксиома! Именно доверие, оказанное педагогам, ведет к успеху образовательной системы.
Увы, многие необдуманные реформы и изменения в системе отечественного образования нарушили ее ценностные основы.
За годы работы для многих руководителей их школа становится родным домом. Мой отец проработал директором одной из сельских школ 35 лет. Ему неоднократно предлагали возглавить другие школы области на лучших условиях, однако он всегда отказывался. Всем сердцем любил свою школу, коллектив и учеников. Работал на результат и даже вместе с коллегами ремонтировал свою школу.
Когда-нибудь наши повзрослевшие дети и внуки спросят у нас, что мы, как педагоги, как руководители, как эксперты, сделали для нашего образования. И пусть у нас будет достойный ответ!
Гульнара АБИШЕВА, президент Казахской лиги экспертов образования