Вадим ФИСЕНКО: Английский и немецкий за два месяца?!
В это время года спрос на языковые курсы растет. Старшеклассники решают, куда будут поступать. Если за границу, то нужен язык - английский, чешский или немецкий, которым я занимаюсь. Говорить буду о нем. У нас любой популярный язык, который изучают с прикладной целью - поступление, переезд, работа, часто подвержен одним проблемам.
У меня есть опыт работы в языковых школах не только в Казахстане, и могу сказать, что в нашей стране начинают учить язык в последний момент. “Все, ты поступаешь в Германию!” - повезло, если эту фразу слышит десятиклассник, у него остается хотя бы какой-то запас времени. Но чаще с таким запросом в обучающие центры приходят выпускники: “Нужен немецкий!” И начинается судорожный поиск.
На что в таком случае обращает внимание клиент? Он будет выбирать преподавателя? Походил на курсы, что-то не понравилось (нет контакта с человеком, который тебя учит, - бывает), ищет другие, пробует. Не думаю. Ориентироваться на отзывы и рекомендации? Да, но не в первую очередь. Если человек понимает, что язык он должен был начать учить еще вчера, решающим фактором окажутся сроки обучения, которые декларируют языковые центры. В этом проблема.
Хотите выучить английский или немецкий - закладывайте на это хотя бы два года и планомерно двигайтесь к своей цели. Но, как я уже сказал, людям нужно все и сразу.
Сейчас на рынке Казахстана языковых центров, особенно обучающих английскому, чуть меньше, чем салонов красоты. Конкуренция высоченная, и не только внутри страны, казахстанцам предлагают онлайн-помощь преподаватели из России, Украины, Беларуси. Центрам как-то нужно выживать, и они сокращают сроки обучения - вот такой конкурентный ответ.
Клиентам обещают, что один уровень языка они освоят за два месяца вместо стандартных четырех. Я не говорю про суперинтенсивы - это отдельная история. Речь о стандартных курсах с нагрузкой 4,5 часа в неделю. Не мы придумали, что на один уровень, освоив который можно сдать экзамен и получить сертификат, закладывается четыре, а не два месяца. Это общепринятая практика.
Конечно, выигрывают те (особенно на первых порах), кто обещает: “Иностранный язык за два месяца!” Люди это видят, потом приходят к нам и спрашивают: “Почему у вас четыре месяца, а не два?” Начинают искать подвох. Бывают периоды, когда потоком идут разочарованные: “Посещал курсы, экзамен сдать не смог. У меня нет способностей!” Расспрашиваешь, оказывается, чаще всего человек посещал центр из серии “быстро и качественно”. Опять же, попадая на такие уловки, люди не закладывают на изучение языка реальные сроки, и их планы рушатся. Хотел поехать в Германию, не получилось - не сдал экзамен, багажа не хватило.
Конечно, всегда будут одаренные ученики, которые освоят модуль и за два месяца вместо четырех. Но это исключение из правил, средний обыватель с такими сроками не справится. Да, он запомнит слова и фразы, правила. Но можно ли назвать это настоящим знанием?
Еще одна опция, на которую клюют, - носитель языка. На самом деле носитель без филологического образования - очень сомнительный вариант, чаще всего пустышка. Это тоже спекуляция на незнании клиента. Одно дело - преподаватель, для которого язык неродной. Он сам выучил его, прошел огонь, воду и медные трубы, может поделиться своим опытом. Мой родной язык - русский, но я не смогу никого обучить русскому, немецкому запросто. Конечно, если носитель - филолог по образованию, он может преподавать, но даже в Алматы таких специалистов человек пять, и работают они на языковых курсах.
К сожалению, многие владельцы центров ориентируются на сиюминутный успех, забывая, что они несут колоссальную ответственность. Помимо юридической (на этот аспект у нас мало обращают внимания) и моральную. Что я могу посоветовать?
Исключительно скептический подход к обещаниям и авторским методикам. Сравнивайте с теми сроками и подходами, которые предлагают большие серьезные компании, в каждом языке, скажем так, есть законодатели. Выбирайте преподавателя - от него многое зависит. И планируйте!
Вадим ФИСЕНКО, преподаватель немецкого языка