Дана ДЖАРЛЫГАПОВА: Вкладчики - цель, а не средство накопительной пенсионной системы
12 декабря 2022 года президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил о необходимости расширить права вкладчиков ЕНПФ по передаче до 50 процентов их пенсионных накоплений в частное управление. Уполномоченные госорганы - Нацбанк, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) - заняты разработкой и согласованием документов. Но интересы самих вкладчиков не в фокусе внимания.
Наши пенсионные накопления - это личные деньги каждого вкладчика для достойного уровня жизни на пенсии, а не обезличенные активы общего котла. Например, 40-летний вкладчик ЕНПФ уже не имеет права на солидарную часть пенсии из госбюджета, только базовая пенсия (ниже прожиточного минимума) и накопительная. Однако месседжи госорганов в СМИ звучат так: “источник длинных денег для кредитования реального бизнеса”, “усиление конкурентных позиций по управлению пенсионными активами положительно отразится на казахстанском рынке ценных бумаг, повысит его ликвидность и эффективность” (из ответа Нацбанка на сайте LSM.KZ 13.12.2022 г.).
Государство гарантирует вкладчикам ЕНПФ “сохранность обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в ЕНПФ в размере фактически внесенных взносов с учетом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты”. В период с 2014-го (времени объединения всех пенсионных активов в ЕНПФ) по октябрь 2022 года накопленный инвестиционный доход составил 6,7 трлн тенге, а накопленная доходность пенсионных активов составляет 119,5 процента при инфляции 115,2 процента. При этом как минимум 50 процентов пенсионных накоплений по регламенту должно быть вложено в тенговые инструменты, значит, девальвация тенге за эти годы обесценила потенциал накоплений вкладчиков ЕНПФ. Официальный обменный курс на начало 2014 года - 154,06 тенге/доллар, на 14 декабря 2022-го - 469,35 тенге/доллар США. Сейчас официальный уровень годовой инфляции уже 19,6 процента, а в декабре 2021-го этот показатель был 8,4 процента. Неужели ЕНПФ становится сложнее выполнять обязанность по государственной гарантии пенсионных накоплений?
При передаче пенсионных накоплений в частное управление гарантии государства нет, есть лишь гарантия самой управляющей компании по обеспечению минимального уровня доходности пенсионных активов, который основан на средневзвешенной доходности пенсионных активов, переданных в управление частным компаниям на рынке. Благие намерения Нацбанка и АРРФР могут привести к включению в расширенный список тех казахстанских компаний, чьи ценные бумаги до этого ЕНПФ не рисковал покупать. Конечно, эти эмитенты пообещают более высокую доходность, ведь и риски возврата по ним выше.
Только обещанная доходность без государственной гарантии по сумме взносов и уровню инфляции - это иллюзия доходности и угроза сохранности.
На мой взгляд, государство может предусмотреть даже в рамках ЕНПФ разные стратегии инвестирования по типам вкладчиков. Например, 30-летний вкладчик с 5 млн тенге и 55-летний вкладчик с 2 млн тенге - это совершенно разные горизонты и инструменты. При передаче в частное управление лучше выбирать не между облигациями Минфина и “мусорными” облигациями свежеиспеченных местных компаний из будущего списка, а иметь возможность сформировать достаточно надежный и доходный инвестиционный портфель с правом больше половины вложить в определенные валютные активы. Ведь люди станут осознанно стремиться к формированию своей будущей пенсии только тогда, когда накопительная пенсионная система будет работать в интересах вкладчика, а не станет инструментом развития местного рынка ценных бумаг, способом покрытия дефицита госбюджета и прочих интересов третьих лиц.
Дана ДЖАРЛЫГАПОВА, финансист