3261

Антон БЫКОВ: Как долго музыка сыграет?

Казахстанский рынок труда осенью этого года может пройти два условных периода. Первый, относительно благоприятный, сохранит позитивные тенденции весны и лета этого года, когда активно росло количество вакансий, реальные заработные платы и весь рынок труда в целом. Второй период будет менее позитивным, а в чем-то даже предкризисным.

Антон  БЫКОВ: Как долго музыка сыграет?

Четкую границу двух периодов обозначить сложно, потому что вряд ли можно точно предугадать развитие событий в столь турбулентных условиях. Но на основе исторического опыта скажу, что первый период продлится до середины октября.

Ситуация на рынке труда страны в это время будет похожа на игру в музыкальные стулья, когда уже занятые работники, подталкиваемые мелодией высокой инфляции, будут искать более высокооплачиваемые места. Это хорошо видно уже сейчас, судя по увеличению количества размещаемых вакансий: по данным портала HeadHunter, плюс 16 процентов во втором квартале этого года.

Растет и коэффициент текучести кадров. По данным Бюро национальной статистики, в первом квартале 2022 года этот показатель был равен 5,3 процента, во втором квартале вырос до 5,7 процента, а в третьем, вероятно, достигнет 6-6,1 процента.

Параллельно растет номинальный уровень заработных плат - на 9,3 процента во втором квартале по сравнению с первым кварталом этого года. То есть в музыкальные стулья на рынке труда казахстанцы уже играют активно и азартно.

И тут я бы предостерег от того, чтобы не оказаться в процессе перехода с одной работы на другую в момент, когда мелодия, манящая высокой зарплатой, стихнет. Потому что, даже несмотря на то, что рынок труда Казахстана традиционно не гибок к кризисам, то есть колебания уровня безработицы не такие большие, как в западных странах, на 0,6-1 процентный пункт безработица в Казахстане все же вырастет. Это значит, что десятки тысяч человек могут потерять работу в кризис.

Резкое ухудшение ситуации на финансовых рынках в кризис­ные годы происходило чаще всего во второй половине октяб­ря. И не исключено, что в этом году работники и работодатели уже будут наблюдать первые проявления циклического кризиса, спад на финансовых рынках, негативный новостной фон, но активных практических действий ни первые, ни вторые совершать еще не будут. Рынок труда Казахстана начнет остывать, но это будет происходить постепенно.

Кто окажется в зоне повышенного риска? Как правило, больше всего страдают циклические отрасли. К ним относятся добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, сфера услуг, торговля, за исключением сегмента продажи товаров первой необходимости, и другие отрасли, которые зависят от уровня экономической активности.

Преимущество рынка труда Казахстана в том, что в силу высокой доли участия государства в экономике через госпредприятия и квазигосударственные компании значительная часть граждан так или иначе работает на государство, и в случае кризиса она сохранит свои рабочие места, даже если предприятиям придется пойти на временное снижение заработной платы или частичную занятость. Так что промышленность, особенно крупная, в этом отношении защищена.

Чего нельзя сказать о секторе строительства, который без существенной поддержки государства ждет большая просадка поздней осенью 2022 года и зимой-весной 2023-го, а также всплеск безработицы в этот период. То же самое можно сказать о сфере услуг (финансы, страхование, операции с недвижимостью, IT) и торговле. Все, что не относится к товарам и услугам первой необходимости и не имеет приставки “гос”, окажется под риском сжатия, а значит, и сокращения персонала.

В большей степени риски увольнения и снижения заработных плат коснутся линейных сотрудников, особенно с небольшим стажем работы, так что, возможно, для них самое время показать начальству свою незаменимость. Востребованными в периоды экономического спада являются антикризисные менеджеры, эффективные управленцы и линейные специалисты, которые имеют достаточный опыт, чтобы в условиях экономического спада реорганизовать бизнес-процессы и повысить эффективность работы для быстрого возвращения предприятия к рентабельности. Причем это касается практически любой отрасли, где работает частное предприятие.

Что касается заработных плат, то можно ожидать сохранения темпов роста на уровне второго квартала (плюс 2,9 процента к первому кварталу) в сентябре и октябре. А вот в последующие месяцы прогнозируется снижение темпов роста реальных зарплат и высокая вероятность нового инфляционного скачка.

Антон БЫКОВ, старший аналитик компании Esperio

Поделиться
Класснуть