Таир НАЗХАНОВ: В слепой зоне закона
Недавно знакомый рассказал, как отвозил жену в роддом и в их автомобиль врезался подросток на электросамокате. О том, что его жена чуть не родила от страха уже в машине, думаю, говорить излишне. Подобные истории, наверное, может припомнить каждый алматинец - и хорошо, если обошлось без пострадавших.
Электросамокат прочно прописался на улицах Алматы как новый вид личного транспорта. Дело в его легкости, устойчивости, ультракомпактности. Он не требует отдельной парковки, использование его не очень затратно. Одни только плюсы.
Неудивительно, что электросамокатов в Алматы сейчас предостаточно. И впору задуматься об особых правилах передвижения, которые нужно для них создать, поскольку самокатчики часто становятся причиной аварий и несчастных случаев.
Эту тему я уже поднимал несколько лет назад. Поводом было скандальное ДТП, в котором участвовали автобус и электросамокат. Между водителями завязалась драка, электросамокатчик заскочил в салон автобуса и несколько раз ударил водителя. Как он потом объяснил, ему показалось, что автобус его подрезал. Тогда я написал пост в соцсети, тэгнул аккаунты профильных министерств и поставил ряд вопросов, которые необходимо урегулировать. Например, какие права и обязанности у этого участника дорожного движения? И депутаты мажилиса выступили тогда с инициативой о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях.
Сегодня мы понимаем, как печально, что тогда эти нормы не были приняты. Потому что там были требования, чтобы электросамокатчики имели водительское удостоверение, надевали шлем, передвигались по велодорожкам, не брали пассажиров и груз.
Я часто наблюдаю на оживленной трассе электросамокатчиков, снующих в дорожном потоке, которые не носят никаких шлемов и создают аварийную ситуацию. При этом никакого допуска к управлению этим транспортом у них нет, водительское удостоверение им по закону не требуется. Все это пробелы в законе, которые можно было решить еще год назад. И депутаты пытались что-то сделать, но Министерство внутренних дел воспротивилось нашему предложению. Аргументировав свою позицию тем, что если самокатчиков переместить на велодорожки, то нивелируется сама идея велодорожек, будут нарушаться права велосипедистов. Возможно, в их словах есть здравый смысл. Тем не менее норма не прошла, меры не приняты. Имеем, что имеем.
Это же касается и ситуации, когда человек на электросамокате сбивает пешехода. Сегодня это квалифицируется как причинение телесных повреждений в зависимости от их тяжести. Но никак правилами дорожного движения.
Я наблюдаю и реакцию со стороны людей, электросамокатами управляющих. Они жалуются на то, что ездить по велодорожкам и тротуарам они могут не везде, а на проезжей части находятся в слепой зоне водителей.
Я считаю, что электросамокатчики - это зло, которое нужно устранить. Чтобы добиться хоть какого-то порядка в этой сфере, необходимо как можно быстрее приравнять электросамокат к транспортному средству. Согласно техническим характеристикам транспортных средств, указанным в правилах дорожного движения, электросамокат правильнее называть электроскутером, то есть он является мопедом с электрическим двигателем. Следовательно, на него должны распространяться все требования, предусмотренные правилами дорожного движения для мопедов, чтобы самокатчики вышли из слепой зоны, в которой находятся с точки зрения закона. Или учитывать опыт Великобритании и вообще запретить езду на электросамокатах в общественных местах, а только на частных территориях. И наверное, это тоже правильно. Учитывая низкую культуру вождения наших водителей, ничего хорошего от засилья электросамокатов на наших дорогах не выйдет.
Таир НАЗХАНОВ, адвокат