Айгуль ДАУТОВА: Уроки для слаборазвитых
Насчет наступивших каникул давно ходят анекдоты - про то, как радуются родители передышке от школьной каторги. Почему ежедневное выполнение домашних заданий вызывает сопротивление детей и недоумение родителей? Кажется, я знаю.
…В апреле этого года частная школа, где училась моя внучка, на неделю закрылась на карантин, занятия перевели в онлайн, и мне пришлось позаниматься дома с первоклассницей. Расскажу, как меня удивили уроки.
Урок грамматики. Шесть заданий.
Задание 1. Дорисуй.
Нарисованы три чашки, одна с узором, две другие - без узоров, надо их дорисовать. Внучка дорисовала… со скучающим видом.
Задание 2. Пиши правильно и красиво.
Одна строчка - написать букву “й”, вторая строчка - написать слово “спасибо”, поместилось всего три слова; третья строчка - написать “Всегда говори “спасибо”. Всего одно предложение.
Задание 3. Составь звуковые схемы слов.
Даны четыре слова, рядом с которыми пустые клетки. Клетки надо раскрасить разными карандашами в зависимости от того, какая это буква: гласная, согласная, глухая согласная…
И дальше в том же духе. Так мы рисовали, красили и составляли схемы на каждом уроке грамматики.
Согласитесь, это не те упражнения, которые выполняли мы, советские школьники, в конце первого класса. На уроке русского языка мы много писали: слова, простые предложения под диктовку (на слух), из учебника (зрительная память), у доски.
Урок казахского языка тоже не порадовал...
Ко мне раньше часто обращались русские подруги, когда их дети были школьниками, с просьбой помочь с казахским языком. Я жалела этих ребятишек, которым вместо легкой разговорной практики давали читать и пересказывать биографии композиторов, писателей и другие сложные рассказы. В итоге учащиеся зубрили тексты и тут же забывали. Побеседовать на казахском с апашкой во дворе, рассказать ей о себе, спросить о здоровье, поговорить с продавцом на рынке, с водителем в автобусе их так и не научили в школе…
Вот и на этом онлайн-уроке учитель пытался объяснить первоклашкам, что “этот звук надо произносить так, чтобы кончик языка упирался туда-то”… Да разве главное сейчас произношение?! Пусть шепелявит и картавит! Ты проведи урок так, чтобы дети запомнили много слов и хотя бы чуть-чуть могли ими пользоваться. Ведь когда твой малыш начинает лопотать, выговаривать первые в своей жизни слова, ты же не станешь его поправлять, требуя правильно расположить язык во рту!
Урок математики. Одно из заданий называлось “Математический Наурыз”. Надо было решить четыре примера, получить четыре цифры, каждая из которых соответствовала определенному цвету, и раскрасить карандашом орнамент. Решили-то мы моментально, а раскраска заняла много времени. Снимок выполненного задания послала дочери со словами: “Долго занимались математикой. Сильно устали руки”…
А на наших уроках математики царила только математика - гимнастика ума, как говорил Александр Суворов. Великий полководец считал, что математика развивает интеллект, что “привычка находить выход из сложной ситуации вырабатывается при решении задач”.
Сейчас решение одного примера могут растянуть на целый урок.
Однажды мне прислали видео такого урока. Учительница зачитывает содержание задачи: “Айгерим и Арман купили груши, Айгерим купила восемь, Арман - шесть. Кто купил больше? На сколько больше?” По лицам детей и по дружно поднятым рукам видно, что ответ есть у всех. Но…
“Так, дети, давайте разберем, о чем эта задача. Говори, Серик. Правильно, о девочке по имени Айгерим и мальчике по имени Арман. Что они купили? (Лес рук.) Скажи, Павлик. Правильно, они купили груши”… Педагог так долго кружит вокруг содержания этой примитивной задачи, что дети успевают заскучать, отвлечься, устать.
После просмотра этого видео моя дочь встретилась с учителем математики и спросила, почему они так долго решают один простой пример. Ответ был таким: “В классе есть дети, которые ничего не понимают, мы стараемся, чтобы поняли все”.
Уловили разницу между современной школой и советской? В советской школе слабых детей старались подтянуть, чтобы не отставали, но никогда ради них не месили урок до отупения. А сейчас готовы смело опустить всех до уровня отстающих.
А ведь школа, о которой идет речь, не государственная с переполненными классами, а частная, входит в десятку лучших в южной столице. Тогда, может, учительница неопытная? Нет, причина в другом.
Наша независимая республика послушно выполняет рекомендации и требования иных стран, которые почему-то решили менять нашу жизнь по своему усмотрению. Как следует из рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития, Казахстану необходимо “смягчение требований к образовательным программам и их содержанию”. И, похоже, под видом смягчения из нашего образования уже вымели все самое лучшее и нужное.
Айгуль ДАУТОВА, педагог, редактор