24838

Кайрат КАРИМОВ: Зачем же бить по рукам...

Меня удивила столь бурная и негативная реакция на депутатский запрос Ирины СМИРНОВОЙ. Она всего лишь хотела узнать у профильного министерства, почему в Казахстане все культуры такие низкоурожайные, и пыталась привлечь внимание к казахстанским энтузиастам вроде меня.

Кайрат КАРИМОВ: Зачем же бить по рукам...

Я не жду помощи от государства, для меня сортоиспытание - это дело жизни, наш вклад в науку. Но обидно, когда бьют по рукам, называют садоводом-любителем…

На брифинге, посвященном запросу депутата, чиновники говорили, что отечественный посадочный материал не выдерживает конкуренции с привозным. Но мы вообще не создаем новые сорта! Мы лишь сберегаем генофонд яблонь и ведем исследовательскую работу, выясняя, какие сорта, на каких дичках в полной мере могут раскрыть свой потенциал в наших условиях. Вспомните историю с апортом: обыч­ный сорт, привезенный в Алматы, на местном подвое стал гордостью края!

Раньше мой родной Уральский регион был краем садоводов. До революции вокруг города насчитывалось около двух с половиной тысяч садов. В 1910 году наш уральский анис был отмечен золотой медалью на выставке в Париже. А сейчас сорт утерян.

Многие земляки хотят разводить сады, покупают саженцы, но не получают ожидаемого результата, потому что у нас резко континентальный климат. Бывает, что и вымерзают непроверенные яблони. Естественно, проще махнуть рукой, решить, что сады остались в прошлом, чем заниматься вот такой кропотливой работой, которую ведем мы, чтобы вернуть былую славу региону.

Уже семь лет мы с женой в нашем международном экспериментальном коллекционном саду-питомнике ищем лучшие соотношения подвоя и сорта, которые дают устойчивость к заморозкам, хороший размер и качество плодов, завязь в достаточном количестве. У нас собран уникальный яблоневый генофонд: 80 форм подвоев, подходящих для нашего края. Коммерческой выгоды мы не ждем, наоборот, вкладываем все деньги в этот проект, продали дом, трудимся в поле от рассвета до заката. И были счастливы... до тех пор, пока не услышали, что, оказывается, мы любители, что надо получить оценку специалистов по нашей работе, чтобы назвать ее уникальной.

Ну так мы открыты. И прежде чем выносить заочно вердикт на всю страну, наверное, стоит оценить результаты нашей работы.

Обидно, что любителями называют нас представители Института плодоовощеводства - как раз те специалисты, которые должны понимать важность нашей работы. Какие же мы любители, если в настоящее время заканчиваем аспирантуру в Оренбургском государственном университете, готовим диссертации по нашей любимой теме - изучению сортоподвойных комбинаций яблони для условий резко континентального климата?

Мы сотрудничаем со многими учеными и селекционерами стран СНГ, подписали договоры о взаимном сотрудничестве с крупными питомниками и садами в СНГ. Работаем согласно программе и методике сортоизучения плодовых, ягодных и орехоплодных культур, разработанной Научно-исследовательским институтом садоводства им. И. В. Мичурина, той самой, которой руководствуется и наш КазНИИПО. Более того, наш научный консультант, потомственный садовод Ирина Сергеевна ИСАЕВА и является одним из авторов этой методики. Где тут любительский подход? Нам звонят, поддерживают. Но это ведь показывает непрофессионализм наших чиновников, их нежелание даже просто вникнуть в проблему, а не то, чтобы поддержать нужную работу.

Конечно, частный сад, которому несколько лет, нельзя сравнивать с помологическим государственным садом, который собирался десятилетиями. Но я выполняю огромную научно-производственную работу, которая необходима для дальнейшего развития садоводства в регионах с суровыми климатическими условиями, а масштабы и значимость нашей работы могут понять только ученые-практики.

Мы не ждали и не ждем какой-то поддержки от государства, грантов, но хотя бы не бейте по рукам. Мы, конечно, и дальше будем заниматься любимым делом. Жаль, что наш опыт не нужен стране.

Почему-то принято считать, что если отечественное, то, значит, некачественное.

Кайрат КАРИМОВ, сортоиспытатель, директор международного экспериментального коллекционного сада-питомника

Поделиться
Класснуть