Хаслан КУСАИНОВ: Несколько слов в поддержку министра образования
Недавно представители женской части мажилиса страны обрушились на Министерство образования и науки в лице министра с жестким требованием вернуть детей в школы в контексте провала системы дистанционного обучения.
Объективности ради замечу, что отношу себя к группе лиц, проявляющих недовольство бесконечным реформаторством, более похожим на топтания на ниве образования. При этом удивительно, что школьная система жива вопреки всему - по-видимому, в силу живучести традиций старой школы советского кроя.
Однако в данном случае хочется поддержать нынешнего министра, поскольку считаю эти претензии не вполне обоснованными.
Сначала о том, что лежит на поверхности. Всем известно, что ключевые решения о степени либерализации карантинного режима принимаются главой государства по рекомендациям специального совещательного органа, причем по заключению Минздрава с учетом состояния эпидемиологической ситуации в стране. Касается это и системы образования вопреки желанию министерства перевести ее на накатанные рельсы.
Теперь о более глубинных обстоятельствах. С одной стороны, процесс формирования полноценного и всеохватного дистанционного обучения не так прост, как это может показаться людям, весьма далеким от системных информационных технологий. Помнится, много лет назад принимались масштабные программы по компьютеризации школ, затем по внедрению интернета и новинок обучающих технологий. В то же время результаты реализации этих программных мероприятий при больших расходах государственных средств оказались весьма посредственными.
Так стоило ли ожидать решения этой большой проблемы за столь короткий срок, навязанный пандемией? За полгода! На мой взгляд, просто нереальная задача, поставленная перед МОН, в то время как она носит межведомственный характер с должным участием практически всех центральных и местных исполнительных органов. Не говоря уже о Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, которое и само еще не расправило плечи.
С другой стороны, не будем забывать, что подобная дистанционная форма обучения не является какой-то панацеей, заменяющей частично или даже полностью традиционную форму. Эта мера носит временный характер в форс-мажорных условиях, накладывающих ограничения непреодолимой силы не только на систему образования. К этому следует добавить, что, по мнению многих педагогов в школах и преподавателей в колледжах и вузах, дистанционная форма обучения не прибавляет качества знаний.
Однако это вовсе не означает, что необходимо отказаться от информационных технологий в образовании. Отнюдь. Просто необходимо к этому делу подходить продуманно, взвешенно и работать в согласованности с другими ведомствами, избегая поспешных рапортов. Понятно, что и аппарат министерства, исключив дух неуемного реформаторства, должен соответствовать этой большой, общественно значимой задаче. Но это уже вопрос другого порядка.
Хаслан КУСАИНОВ, доктор экономических наук, профессор, академик МАИН