6287

Асия ХАЙРУЛЛИНА: Сейчас главный художник - аким

Кажется, мы единственная страна, где нет никакой программы поддержки художников в это трудное время. Впрочем, про них забыли не сейчас, а гораздо раньше. Последствия мы уже наблюдаем.

Асия ХАЙРУЛЛИНА: Сейчас главный художник - аким

Каждый год художественные колледжи и вузы страны выпускают специалистов с дипломами живописцев, графиков, скульпторов. Только для того, чтобы, помыкавшись и убедившись, что никому не нужны, выпускники начали искать себя в других профессиях. Путь художника всегда был тернист - не буду здесь говорить про поиск себя, муки творчества и прочее. Но раньше хоть рабочих мест было много. Работали производства, на которых нельзя было обойтись без художников, был идеологический заказ, в школах преподавали ИЗО. То есть диплом всегда давал кусок хлеба.

А что мы видим сейчас? Сейчас под деятелями культуры подразумевают кого угодно, только не моих коллег по цеху. Звания получают писатели и певцы, то есть представители тех видов искусства, которые могут быть придворными или массовыми, как кино, например. Сейчас даже ИЗО в школах заменили художественным трудом, и собственно художественного компонента осталось совсем немного.

Но самое печальное, что балом стало править мнение чиновников. Это они решают, каким образом украшать город, и мы видим заполнивших наши улицы уродцев в виде городской скульптуры, плакатов и дизайна, сделанного любителями в фотошопе. У нас теперь главный художник любого города - это аким, все зависит от его вкуса и представления о прекрасном. Ну или, в крайнем случае, часть полномочий пытаются делегировать общественности.

А по какому праву? Так и хочется спросить: у вас есть образование, четко выраженная эстетическая позиция? Вообще, на каком основании профессиональное сообщество подменяется дилетантами? Почему тогда не попробовать, к примеру, всем желающим подирижировать оркестром? Но у нас считается, что любой человек, освоивший фотошоп на своем телефоне, уже может заменить человека с фундаментальным образованием.

Если и есть какие-то государственные программы, конкурсы, то приурочены они к юбилеям и тоже ставят топорные цели, то, что будет понятно и хорошо воспринято бастыками. Вот под Год Абая готовят выставку из… портретов Абая. И все-все будут рисовать лысоватого полноватого человека, поддерживая растиражированное клише его изображения. Зачем? Ну потому что так проще, так точно не попадут впросак.

А то, что мы теряем собственное лицо, не беда. Что наша школа давно просела. Уходят корифеи, и на смену им растет поколение неучей. В угоду реформам образования разрушаются традиции обучения. В итоге что о нас будут знать наши потомки? Что мы им оставим? Юрты, баранов и 150 портретов Абая по одной и той же фотографии?

Иногда мне кажется, что это позиция государства: художники домов не строят, на тоях не поют, значит, толку от них ноль. И живописцы низведены до уровня ремесленников, обслуживающих небольшой запрос. Их дело украшать кабинеты конями, а не транслировать взгляд на сегодняшний день.

Я с огромной завистью читаю программы, направленные на поддержку художников в других странах - Германии, Франции - и до, и во время карантина. Может быть, поэтому в Европе иначе выглядят города? Иная визуальная культура окружает жителей? А мы получаем то, что получаем: бездарные логотипы города, странные скульптуры. Дальше будет только хуже…

Асия ХАЙРУЛЛИНА, художники общественный деятель

Поделиться
Класснуть