Ксения ЕВДОКИМЕНКО: Родитель тоже человек
Об отрыве чиновников от народа лучше всего говорят вводимые ими новые правила в образовании. Так произошло и с многострадальными шестилетками.
Для меня эта тема отыграна, мы уже в среднем звене. Дискуссия шла в основном вокруг возможностей детей: потянут или нет, рано или нет. Честное слово, очень смешно.
Шестилеток сейчас азбуке, счету и даже основам языка обучают в садике. Там же они пишут первые корявые прописи. Я считаю, рано, но, по большому счету, этот процесс сильно меня не трогал. Потому что от садика я, работающая мамаша, ждала одного: пока я занята, ребенок должен быть под присмотром, накормлен и выгулян. Все. Логистический родительский кошмар был отложен до первого класса.
А теперь про кошмар и про то, чем отличаются дети многих чиновников и простых смертных. Первые посещают частные школы, где (внимание!) обучение идет по стандарту, принятому в большинстве стран, с утра и до вечера, то есть пока родители на работе, ребенок в школе. Обычная казахстанская перегруженная школа предоставить такой радости не может. Более того, в сентябре большие города постигает транспортный коллапс из-за младшеклассников.
Как это связано? Очень просто. Гуманная современная педагогика предлагает мягкое вхождение в учебный процесс, то есть начинается все с пары уроков, потом - чуть больше, и к январю обычно нагрузка становится полноценной. А это означает, что родитель отвозит/отводит ребенка в школу, а через пару часов должен его забрать. До четвертого класса детям запрещено ходить из школы домой самим. Бабушки-дедушки не у всех под боком, няни-гувернантки - дорогое удовольствие, вот и живет весь мегаполис в пробках.
Ладно, это еще полбеды, но семилетнего ребенка мало просто забрать из школы и запереть дома. На самом деле его надо покормить обедом, погулять с ним, расспросить про школу и сделать прописи. А у нас младшеклассники предоставлены сами себе, что нонсенс по любым западным меркам.
Так вот теперь эта ситуация переносится на шестилеток. Хорошо, нам говорят: ребенок может не посещать предшколу, но пусть ходит в образовательный центр или дома готовится. Да с какой стати! Все это было в детском саду, и можно было нулевой класс там и оставить. Дети присмотрены, родители работают - это ли не грамотная модель? Почему в угоду какой-то галочной программе ломается стройная система и на год раньше дети оказываются заложниками работающих родителей?
Здорово, если папа зарабатывает достаточно, чтобы мама сидела дома, водила шестилетку на занятия в школу и на дополнительные кружки и в секции (так, видимо, рисуется идиллическая картина), но почему-то, когда папа хорошо зарабатывает, ребенка отдают в частную школу, а там как раз занятость полного дня.
За что наши законодатели так не любят институт семьи? Я уже не говорю о том, что занятия в садике для шестилеток - это расслабон: можно полежать, попить, отвлечься. А в школе это жесткие стулья и отсутствие возможности отдыха.
Помните фильм “Детсадовский полицейский”? Там как раз предшкола была в стенах школы, но это отдельное помещение без парт, с игрушками, матрасиками, тихим часом и кучей уютных бонусов. И на целый день.
Если наши школы не готовы к этому, то не стоит затевать. Но почему-то опять реформа образования ложится на плечи родителей. Школы перегружены и давно уже стали фабрикой, штампующей невротиков. Так теперь их будут делать на год раньше.
Удивительное явление. В школу у нас все время стараются впихнуть невпихиваемое: шестилеток, уроки краеведения и домбры, трехъязычие и проектное обучение, неквалифицированных психологов и наскоро сделанные учебники. Почему не сделать национальной идеей обучение в одну смену? Почему бы подумать не о школьнике как об отдельно взятой единице, а о семье, в которой он живет, о родителях, которые тоже люди. Вот такая крамольная мысль…
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, журналист