3333

Денис НАТОЧИЕВ: Мидасы нашего времени

Мы превращаем все, к чему прикасаемся, в товар, подобно мифическому царю Мидасу, с одним лишь отличием: он сразу превращал все в золото, а мы пока находимся в посреднической стадии. 

Кино, рассчитанное на массы и ставшее в начале прошлого века одним из важнейших искусств в формировании сознания человека, давно стало товаром. Наравне с режиссером, сценаристом, актерами и другими создателями фильма стабильно и привычно фигурирует информация о бюджете фильма и кассовых сборах. И по разнице этих двух цифр (автоматически высчитанной в уме марже) мы судим о качестве фильма. О ценности в прямом смысле: чем больше маржа, тем “лучше” фильм.
Девяносто девять процентов фильмов давно имеют развлекательный характер и хорошо идут под колу с попкорном, абсолютно шаблонны и не несут в себе никакой художественной ценности, соревнуясь меж собой лишь компьютерными технологиями.
Правда, есть на задворках еще авторское кино. Но кто его видит? Хотя зачастую и к нему масса вопросов. Один режиссер сказал: “Любой хочет снять кино народное. Если оно не получилось, его называют авторским”.
То же самое и с книгами. Понятие “бестселлер” уже закрепилось в разуме как положительная характеристика произведения, хотя это всего лишь лучшие продажи. Тут даже добавить нечего. Количество экземпляров давно напрямую зависит от планов продаж.
На протяжении последних двух лет я был на презентациях книг наших авторов - известных в республике людей. Количество экземпляров - одна-две тысячи. Меня этот факт вводил в недоумение. Ведь книги-то хорошие, ценные не только в художественном плане, но и с точки зрения информации. Но почему так ничтожно мало? Может быть, просто издатели, бизнесмены тертые, понимают, что то, что не имеет развлекательного характера, не может принести хороших барышей? Это же не “Гарри Потер” с нескончаемыми продолжениями - поток литературного фастфуда, который можно бесконечно запускать в печатный станок, выдавливая из верных поклонников купюры. И тут им стоит сказать спасибо за то, что хоть чуть-чуть издают что-то стоящее. Что неокончательно погрязли в формуле “товар - деньги”.
Этим летом мы вплотную столк­нулись с новым для нас явлением - арт-объектом. Можно долго и упорно спорить о ценности этого вида искусства. Но дело не в этом, а в восприятии людей. А публика с каждым годом все более комфортно встраивается в границы древней фразы “хлеба и зрелищ”. И публика готова за это платить, пусть и не напрямую, а путем городского бюджета, но все же платить. И за что? За то, чтобы была возможность сфотографироваться на фоне или сделать какую-либо пошлую “оригинальность” в виде поцелуя в носик соломенной белки. Обозначить свое присутствие рядом с “Рождением седла”, пусть и спорным “произведением искусства” для нас, выросших на репродукциях художников эпохи Возрождения. Но это другой вопрос. Главное - быть в тренде. Главное - чтобы было прикольно.
“Искусство было всегда прекрасным зеркалом общества”, - говорил Рихард Вагнер. Мы с каждым годом все больше превращаемся в общество потребительское, где роль искусства - это шутовство, призванное развлекать и ублажать публику. В погоне за прибылью, введя формулу товарно-денежных отношений повсеместно, мы убили все то, что рождает мысли, чувства, идеи. Нет мотивации, чтобы задуматься над собой и окружающей действительностью. Нет чего-то, чтобы заставляло нас стремиться быть лучше. И у нас никогда не появится гражданское общество, пока не появится настоящее искусство, ориентированное не на прибыль, а на идеи.

Денис НАТОЧИЕВ, менеджер

Поделиться
Класснуть