Анна ИОНОВА: Ребёнка на “паузу” не поставишь
...Пошел в школу и превратился в очень замкнутого ребенка, а потом вообще перестал разговаривать. Совсем. Дома Коля разговаривал, а в школе стал абсолютно немым. Родителям пришлось забирать сына и искать альтернативу. Только через три месяца в новой школе он заговорил.
...Родители Лины много с ней путешествовали, и в семь лет она уже немного разговаривала на английском. У нее был интерес к языку, ей очень нравилось запоминать новые выражения. Когда началась учеба в школе, от этого интереса не осталось и следа, вскоре она сказала, что ненавидит английский.
...Маше очень нравилось фантазировать и придумывать. Новые слова, несуществующих животных, героев собственных сказок и необычную одежду для себя, которую она с удовольствием носила. В школе требовали, чтобы все ходили в форме, а творческое самовыражение пока оставили дома.
Такие истории, одну за другой, я узнавала, приехав на стажировку в альтернативную общеобразовательную демократическую школу “Дикси” в Киеве. Я видела по-настоящему живых детей с горящими глазами, не испытывающих страха и смущения в общении со взрослыми.
Они не подходили для обычной школы: кто-то слишком непоседливый, кто-то чересчур творческий, кто-то излишне чувствительный или любознательный. К счастью, их родители вовремя поняли, что не дети должны подходить школе, а школа - детям. И нашли для них достойный вариант.
Вообще, в мире существует немало альтернатив общепринятым школам: демократические, вальдорфские, домашние, по системам Монтессори, Френе и т. д. В них применяют разные подходы, но есть то, что их объединяет: комфортный психологический климат для детей; атмосфера, способствующая раскрытию творческого потенциала; практические занятия, где дети получают прикладные знания и навыки.
Количество нестандартных школ с каждым годом растет. Например, в Киеве еще несколько лет назад количество альтернативных школ не превышало десяти. Сейчас их уже более ста.
Еще одним вариантом обучения детей является домашнее образование. В таком случае ребенок осваивает учебный материал дома
(с кем-то из родителей, с репетиторами или самостоятельно), а в школе появляется, чтобы сдавать экзамены для получения аттестата в будущем.
Преимуществ такой формы обучения немало: можно осваивать программу в своем темпе, не тратить лишнее время на чрезмерные домашние задания или на отсиживание скучных уроков; есть возможность больше внимания уделять своим интересам, посещать различные секции, внешкольные занятия. К тому же при домашнем образовании с раннего возраста в детях развивается самостоятельность и ответственность благодаря тому, что они непосредственно вовлечены в планирование своего времени, постановку и реализацию множества задач.
В Казахстане экстернат как форма обучения доступен сейчас только по медицинским показаниям. При этом есть немало родителей, которые, ожидая перемен к лучшему в нынешней системе образования, пока видят для своих детей домашнее образование оптимальным вариантом.
Несмотря на то что во Всеобщей декларации прав человека и в Кодексе РК “О браке и семье” приоритет в выборе формы обучения для детей закреплен за родителями, на практике такого выбора у них нет.
Год назад группа инициативных родителей обращалась в Министерство образования и науки РК с предложением внести поправки и предоставить возможность обучаться на дому всем желающим.
“Учитывая заинтересованность со стороны родителей, данный вопрос будет изучаться и анализироваться с участием родительской и педагогической общественности, юристами будет рассмотрена нормативно-правовая основа данного вопроса”, - ответили родителям из министерства, но дальнейших шагов не последовало.
Те подходы в образовании, по которым учились предыдущие поколения, стремительно утрачивают свою актуальность в современном мире. Просто поместить ученикам в голову определенный объем информации - этого школьной системе уже явно недостаточно, чтобы считаться эффективной.
Но, как в любой масштабной системе, изменения происходят слишком медленно, и введение инноваций далеко не всегда осуществляется гладко. Не все родители готовы ждать - детей до лучших времен на “паузу” не поставишь. Есть те, кто готов инвестировать собственные ресурсы в организацию качественного образования детей на дому. Они надеются, что их услышат и обеспечат правовую базу для реализации их намерений.
Анна ИОНОВА, педагог альтернативного образования