Татьяна БЕНДЗЬ: Переведи меня через Майдан
Одну мою знакомую угораздило влюбиться. В парня из Киева. Хороший воспитанный мальчик из интеллигентной семьи. Как и многие его соотечественники, Миша (имена изменены) уехал на заработки за границу. Трудится себе на благо казахстанской экономики и благодаря Свете почти не замечает свирепого астанинского климата.
Света души в своем Михаиле не чает, собирается замуж, да вот только одна незадача - родители девушки категорически против “зятя-фашиста”, мол, по телевизору сказали, что “в Киеве одни предатели живут, вот был бы с Донбасса - другое дело!”.
Света уехала из родительского дома и почти не общается с родней. Попытки молодого человека наладить контакт с родителями невесты раз за разом заканчиваются идеологическими баталиями в духе “Воскресного вечера” с Владимиром Соловьевым и обещаниями “вывести всех фашистов на чистую воду”.
“Я им говорю, что меня ни Путин, ни Порошенко не интересуют, я вне политики, я вашу Свету люблю, а они меня будто не слышат!” - жалуется Миша.
Этой осенью молодые собираются все-таки пожениться. Света все еще надеется, что родители будут на их с Мишей свадьбе.
На одном из российских телеканалов идет серия фильмов о мировом политическом закулисье. За кадром рассказ о блокаде Кубы, летопись революции в Никарагуа, бомбардировки Югославии, в кадре - изможденные лица, взрывы, плачущие женщины и дети, разруха, в тексте то и дело мелькают Пиночет, Самоса, американцы, Косово, Сербия, Америка, Слободан Милошевич, Белград, Соединенные Штаты. Третьего дня показали фильм о страшной генно-модифицированной кукурузе, которой лживые жадные американские капиталисты засадили все поля на Украине. Глаза закроешь - и, как в машине времени, на 30 лет назад переносишься и слушаешь репортажи из программы “Международная панорама” о бездомных на улицах Нью-Йорка и профессоре-пацифисте, голодающем в палатке напротив Белого дома...
- Майдан разделил нас всех! Мы не можем быть в стороне! Сейчас не время нейтралитета! Ты или за, или против! - немотивированно кипятится еще одна моя знакомая, образованная дама пенсионного возраста.
- Какой у нас Майдан? За что “за”? Против чего “против”? - мои попытки более ясно обрисовать дилемму только усиливают температуру дискуссии.
- Проклятые американцы все там купили! Я видела в репортаже... Они и до нас доберутся!
- При чем тут американцы? Американцы - это жители США. При чем тут простые люди?
- Ты ничего не понимаешь! Лучше замолчи!
Занавес.
Перевожу разговор на кулинарную тему, так безопаснее - и для наших отношений, и для психики, готовой пошатнуться под валом эмоционально окрашенной лексики, льющейся с телеэкранов и дисплеев, всех этих “ватников”, “укропов”, “крымнашистов”, “запутинцев”, “проклятых американцев”, “бандеровских западенцев” и прочая и прочая...
Безопасность психики - индивидуальной и общественной, потому что, да, у каждого общества есть своя психика, наша психологическая безопасность сегодня выходит на первый план. Можно сколь угодно долго не реагировать на повышение температуры общественных дискуссий, можно привыкнуть к излишним эмоциональным проявлениям отдельных личностей, но отсутствие внимания к симптомам не отменит самой болезни.
Вы спросите: при чем тут мы? при чем тут Казахстан? Хотелось бы думать, что ни при чем, отключить российские телеканалы и отрубить Интернет, но не получается. Новости о достижениях отечественной экономики и праздничные концерты никак не замаскируют страхи и комплексы тысяч простых людей. А как и во что сублимируются народные страхи, всем давно известно.
Татьяна БЕНДЗЬ, PR-специалист