Старое не значит вредное
Когда и как заработают новые экоправила для автолюбителей Алматы
Проект опубликовали для общественного обсуждения на портале "Открытые "НПА" еще летом этого года. Одно из них предполагало, что машины, которые излишне коптят, будут платить за это. Но есть вариант и получить льготный абонемент.
Если быть точнее, платным проезд, возможно, станет для машин с 1-го по 4-й экокласс. Но и для них, объясняли разработчики проекта, предусмотрены льготные абонементы, если техобследование покажет, что выхлопы не отравляют атмосферу. Да, и "Евро-5", говорят эксперты, не показатель экологичности. Поэтому и им, скорее всего, придется подтверждать соответствие классу. Для этого загонять свои авто придется на специализированную СТО.
- Сейчас этот проект на согласовании. Планируется, что те, кто захочет получить льготные абонементы, должны будут пройти техобследование на верифицированной СТО. Она должна быть оснащена спецоборудованием, ее сотрудники должны быть обучены проведению замеров. И если авто будет соответствовать, не превышать норму выбросов, то сможет рассчитывать на льготный абонемент, - рассказала руководитель департамента атмосферного воздуха ТОО "Eco Almaty" Айдана КАСЕН.

Вот только не все СТО станут верифицированными, это дело желания и возможностей. Хватит ли тех станций, что готовы будут принять машины для более глубокого экоанализа? Тут однозначного ответа нам не дали. Ужесточены, добавила эксперт, и требования ко всем СТО. С этого года они, начиная или продолжая свою работу, должны получить разрешение. Для этого нужно не просто подать заявление с документацией, но и пройти проверку инспектора. Пока, говорит Айдана, разрешение на работу получили только 20 с лишним станций. Всего же их около 130.
- Замеры выхлопов должны проводить в том числе и в рамках ежегодного техосмотра. Но у нас бывают случаи, когда на посту штрафуют машину за превышение выбросов, но у нее свежий техосмотр. Как она его прошла? Тогда мы начинаем со своей стороны проверку, сообщаем в Республиканскую ассоциацию технического осмотра автотранспортных средств. Они поднимают видео техосмотра, которое хранится в системе полгода, и если видят, что машину должным образом не проверили, то штрафуют СТО и отключают от системы, - пояснил о практике представитель ТОО "Ренессанс плюс" Канат САГИНГАЛИЕВ.
Для автолюбителя, который согласился на такое "упрощенное" обследование авто, диагностическая карта пока не аннулируется. Но со следующего года, предупреждает Сагингалиев, такой техосмотр будут признавать недействительным.

Если говорить о том, кто дымит больше всего, то тут расклад такой: на атмосферу Алматы приходится 189 тысяч тонн загрязняющих выбросов. 112 тысяч, или 60 процентов от этого объема, дают именно автомобили. Причем 84 процента из них - это представители экокласса - "Евро-0" до 95 года выпуска.
- Но, - подключается к разговору старший эколог ТОО "Ренессанс плюс" Абдухамид АМАНКУЛ, - все чаще во время проверок на мобильных экопунктах попадаются "колесницы" прошлого века, у которых топливная система работает не во вред. А вот нареканий к машинам из 2000-х много.
Елена БАХАРЕВА, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Елена БАХАРЕВА