Технологии и право
Должен ли американский миллиардер Илон Маск соблюдать казахстанские законы?
Президент Ассоциации операторов связи Олег ЕМЕЛЬЯНОВ заявил, что компания Starlink в нарушение всех правил начала свою деятельность в нашей стране, и требует наказать ее. Его пост в Telegram вызвал горячее обсуждение, где столкнулись две позиции: закон и технологический прогресс.
"Я написал заявление о привлечении ТОО "Старлинк Казахстан" к ответственности за отсутствие уведомления о начале деятельности в области связи. Сегодня заканчивается срок исполнения. Надеюсь, принцип "Закон и Порядок" будет применен и Илона принудят исполнять наши законы. Ну и штраф поможет нашему бюджету", - написал Емельянов.
Он уже во второй раз поднимает этот вопрос. Еще в сентябре глава ассоциации публично напоминал, что оказание услуг связи в Казахстане требует уведомления государственных органов, а в ряде случаев и лицензии.
"Процедура простая, но обязательная", - написал он тогда.
Теперь же, по его словам, по состоянию на ноябрь Starlink по-прежнему не выполнил эту норму. Емельянов сослался на статью 214 Уголовного кодекса, согласно которой деятельность без регистрации или с нарушением закона о разрешениях и уведомлениях, если при этом извлекается крупный доход или наносится ущерб, может повлечь штраф или даже лишение свободы.
"Наши операторы обязаны соблюдать закон. Почему зарубежным игрокам можно его нарушать?" - возмущен Емельянов.
Под его постом в Telegram разгорелась бурная дискуссия. Комментаторы разделились:
"Вам не кажется, что именно из-за таких действий наш регион непривлекателен для тех, кто хочет прийти с улучшениями извне? Илон МАСК вам интернет в села дает, буквально жизнь лучше делает, а вы все про формальности. Поэтому штраф не поможет бюджету, если смотреть шире", - высказался один из пользователей.

"У нас ведь правовое государство? А право - это про добро и справедливость. В чем справедливость таких строгих требований для тех, кто приходит с добром? Это и есть избыточный формализм", - добавляет другой.
Емельянов отвечает без дипломатии:
"Что значит избыточный формализм? Это строгие требования, нарушение которых может привести к административной и даже уголовной ответственности. Справедливость - это когда все равны, одинаково исполняют требования, и никому не дают приоритета".
На его реплику "Почему казахстанские операторы должны соблюдать закон, а Starlink - нет" парируют:
"Потому что у остальных не связь, а мусор. И на абонентов плевать. В трех километрах от Алматы Starlink - первая надежная связь!"
Чтобы разобраться в сути конфликта без эмоций, газета "Время" обратилась за комментариями к экспертам.
- Я максимально поддерживаю Олега Емельянова, благодарен ему за эту историю. Любой оператор связи должен находиться в равных условиях. Еще две недели назад Starlink официально уведомил всех, что начинает работу, но трассировка трафика показывает, что ни о каком приземлении речи не идет - трафик все еще идет через Франкфурт. То есть, как положено по закону, он не приземляется на локальную станцию, где КНБ может осуществлять контроль. Трафик уходит сразу в космос, а потом во Франкфурт, - высказал свое мнение сопредседатель комитета по информационной безопасности Альянса QazTech - объединения казахстанских и международных высокотехнологичных компаний - Евгений ПИТОЛИН.
Он подчеркнул, что первоначально Starlink в Казахстане работал в статусе пилотного проекта, согласованного на уровне министерства, но теперь речь идет о коммерческой деятельности.
- Если это не пилот, а полноценная работа, значит и требования должны быть как для всех. Закон един для всех игроков рынка, - сказал он.
Юрист Айгерим ХАНДУЛЛАЕВА согласна, что закон обязателен, но смотрит на ситуацию шире.
- Любая компания, независимо от статуса и масштаба, обязана соблюдать законы Республики Казахстан. И Starlink не исключение. Это не бюрократическая формальность, а механизм госконтроля в сфере связи - он регулирует защиту данных и информационную безопасность, - отметила она.
Однако, по мнению Хандуллаевой, действующее законодательство просто не успевает за технологическими изменениями.
- Когда речь идет о глобальной спутниковой сети вроде Starlink, применять нормы один в один к международным компаниям не всегда эффективно. Гораздо конструктивнее было бы создать специальный порядок взаимодействия для таких игроков через отдельные регламенты или соглашения с государством, - считает юрист.
По ее словам, формальное требование уведомления не должно становиться "тормозом цифрового развития".
- Starlink подключает к интернету миллионы казахстанцев, живущих за пределами инфраструктуры. Да, по закону уведомление нужно. Требования одинаковы для всех, - подчеркнула Хандуллаева.
Мы обратились за разъяснениями в Министерство искусственного интеллекта и цифрового развития. Однако после двух попыток получить комментарий сотрудники ведомства… дважды уходили "за уточнениями", но ответа так и не последовало.
Тогжан ГАНИ, Астана

Тогжан ГАНИ