Есть только бык между прошлым и будущим
В нашей стране, где главными героями "экономического балета" то и дело становятся социально значимые товары, взошла новая звезда - говядина.
О подорожании этого всенародно любимого вида мяса только во "Времени" и только в сентябре выходило три публикации. А говорят об этом еще с лета.
И вот наконец Министерство сельского хозяйства (МСХ) и Министерство торговли и интеграции (МТИ) практически одновременно рассказали о ее цене - но кажется, что они говорили о разных коровах.
По данным МТИ, говяжья грудинка, входящая в список соцтоваров, тянет плюс-минус на 4715 тенге за килограмм (заметим между прочим, что в декабре прошлого года, по данным все того же министерства, она стоила 2572 тенге).
При этом "она занимает первое место по влиянию на общую потребительскую инфляцию среди продовольственных товаров - около 2 процентных пунктов", сообщило Минторговли.
Коллеги из Минсельхоза с этим утверждением вроде бы не спорят, однако в своем собственном заявлении называют среднюю оптовую цену у производителя 3400-3500 тенге, а в рознице в Астане - от 3700 за кило.

Вот где начинается интрига: разброс между 4715 и, скажем, 3400 - больше тысячи тенге! К тому же в МСХ подчеркивают, что тут речь идет об оптовой цене, а - цитируем - "средняя себестоимость 1 кг мяса составляет порядка 2800-3100 тенге за кг". Разброс шире бычьих рогов!
То есть "средняя оптовая цена" производителя (3400-3500) - это себестоимость плюс надбавка. Все логично, если не считать, что по МТИ цифра потребительской/рыночной цены достигает почти 5000.
Еще интереснее сравнение с соседями. МСХ говорит, что в Узбекистане и Таджикистане цена может доходить до 6500 тенге за килограмм, в России - до 8500, в Китае - уже около 8000, в Туркменистане - 9000, а в Турции - аж 13 000 тенге в пересчете на наши деньги.
Но у МТИ и тут другие разведданные! По ним, в России кило говядины 10 180 тенге, в Узбекистане - 5227, в Таджикистане - 6070 тенге.
Впрочем, оба ведомства напирают на то, что везде говядина дороже, чем в Казахстане, но тут возникает два вопроса.
Первый. Почему в соседних странах говядина стоит почти вдвое дороже, чем у нас? Либо труд наших производителей бессовестно дешевле обходится, либо цифры приведены, чтобы показать, какие мы молодцы по доступности.
Второй. А такое ли в Казахстане мясо дешевое по сравнению с ближним зарубежьем, если отбросить логистику? Допустим, что говядину туда завозят от нас - в этом случае разница может оказываться не такой уж драматичной. Но ведь ведомства не дают полной разбивки ценообразования у соседей.

В любом случае если МТИ заявляет, что средняя цена у нас 4715 тенге, а МСХ - что реальная розница 3700-4300 (или даже "социально значимые части" - 3100-3400), то кто из них глаголет правду? Или они просто смотрят на разные рынки - и в отчетности получается социальный сегмент против премиального.
Внося еще большую путаницу во всю эту арифметику, Минторговли докладывает, что в ежедневном режиме ведется мониторинг цен в торговых сетях и на рынках. И в частности "по итогам последней проверки в сетях "Анвар", "Смолл" и "Магнум" установлено, что торговые надбавки находятся в пределах нормы… цена за килограмм говядины варьируется от 2650 до 3890 тенге в зависимости от закупочной цены".
В день, когда это было опубликовано, в столичном магазине сети "Смолл" ту самую грудинку продавали по 4300 тенге за килограмм.
Складывается впечатление, что ведомства даже не спорят о цифрах, а демонстрируют разное восприятие проблемы. МТИ хочет показать, что цены приемлемы (особенно в сравнении с соседями), а МСХ пытается объяснить, что цены растут на отдельные фрагменты говядины и неравномерно.
Как два эти восприятия соотносятся с реальным положением вещей - отдельный вопрос. Хотелось бы, конечно, чтобы хоть кто-то из уполномоченных органов в нем разобрался.
Владислав ШПАКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Астана

Владислав ШПАКОВ