Игры в правосудие
Кто учит казахстанских судей и насколько сложно попасть в ряды отечественных служителей Фемиды?

В прошлом году Академия правосудия была передана из ведения Верховного суда под крышу Высшего судебного совета. О произошедших изменениях рассказал на площадке Службы центральных коммуникаций вице-ректор академии Канат МУСИН.
Сейчас на обучение в академию принимают тех, кто соответствует трем основным параметрам. Это должны быть граждане, достигшие возраста 29 лет, имеющие высшее юридическое образование, а также стаж работы в юридической профессии не менее пяти лет.
- Это позволит привлечь в судебную систему квалифицированных специалистов из актуальных отраслей права и в целом будет способствовать дальнейшему повышению качественного состава судейского корпуса, - считает Мусин.
Однако бытует мнение, что в данном учебном заведении преподают теоретики, не имеющие реального опыта работы в судах. Вице-ректор ответил на это так: таких преподавателей меньшинство, да и само понятие “теоретики” - растяжимое.
- У нас есть теоретики, мы это не отрицаем, - признал он, продолжив: - Но их 25 процентов, а 75 процентов преподающих у нас являются действующими судьями, поэтому налицо обучение, ориентированное на практику. Более того, те 25 процентов - это основной штат нашей академии, но все они помимо теоретического образования и ученых степеней в своей биографии имеют опыт работы в органах правопорядка. Поэтому чистых теоретиков у нас нет!
По словам Мусина, в академии на занятиях широко используется метод ролевых игр по проведению судебных процессов. Там магистранты выступают судьями, прокурорами, адвокатами, экспертами, участниками сторон процесса. Для максимального приближения к реальности в академии оборудованы специальные аудитории - залы судебных заседаний по гражданским, административным и уголовным делам с соответствующей атрибутикой.
- Не существует вуза, где работают и преподают исключительно практики, - добавил к этому член Высшего судебного совета Ернар БЕГАЛИЕВ. - Всегда есть симбиоз теории и практики, такова в принципе модель, заложенная в основу работы всех вузов, включая ведомственные и специальные. Поэтому, с учетом образовательной программы академии, было бы странно требовать от судей преподавания таких дисциплин, как информатика или языки.
Согласно статистике Академии правосудия, из числа их магистрантов более 95 процентов успешно сдают квалификационный экзамен и пополняют ряды судей.
Владислав ШПАКОВ, Астана