Часовые полюса
Кто прав в споре о введении нового времени?
Несмотря на решительное требование парламентариев от Amanat к правительству провести исследование последствий введения единого часового пояса в стране за три месяца (а не за три года, как оно хотело), маховик обсуждения этого эпохального перевода стрелок часов уже рассматривается в совершенно любопытном контексте: “хотели как лучше”, а в итоге нарвались на “за что боролись, на то и напоролись”. В столичном суде начался уникальный процесс.
Житель Усть-Каменогорска Серикжан АХМЕТЖАНОВ судится с кабмином. Гражданин поставил под сомнение законность правительственного решения, повлиявшего на жизни сотен тысяч, а то и миллионов казахстанцев.
Сторону ответчика представляют сразу два министерства: юстиции, а также торговли и интеграции в лице комитета технического регулирования и метрологии.
Ахметжанов по профессии юрист и к тяжбе, складывается впечатление, подготовился основательно. Главный его аргумент заключается в том, что идея о переходе на единое время не обсуждалась в полной мере, а решение об этом было принято с многочисленными процессуальными нарушениями.
История и впрямь очень неоднозначная. Как всем известно, инициаторами перехода на единое время были в публичном пространстве три депутата мажилиса, представляющие Костанайскую и Кызылординскую области. При этом мнением их коллег из восточных регионов никто не поинтересовался. Хотя с момента оглашения идеи социальные сети кипели от негативных комментариев. Жители востока страны объясняли чиновникам очевидное: при такой реформе времени летом у них будет светать уже в три часа пополуночи, зато зимой темное время суток будет начинаться уже в четвертом часу дня. Так оно, собственно, и получилось.
- Хотя бы на уровне акимов можно было бы согласовывать это решение: обсудить, подумать, готовы мы или нет, - указал истец, выступая на процессе. - Но мнение нашего региона было полностью проигнорировано!
Да, признает он, правительство создало рабочую группу по проекту постановления о введении единого часового пояса, однако в ней опять-таки не оказалось ни одного человека, представлявшего Восточно-Казахстанскую область.
В итоге получилось, что о переводе стрелок часов просили жители Кызылорды и Костаная, но этим переводом зачем-то облагодетельствовали еще и казахстанцев, живущих восточнее, хотя они ничего подобного не просили.
В Кызылорде и Костанае теперь, наверное, все хорошо, а вот в Усть-Каменогорске, по словам Ахметжанова, отмечается рост ДТП, увеличились угрозы безопасности школьников, которые учатся во вторую смену. То есть данный иск вовсе не блажь одного гражданина. Речь идет о вопросах общественного благополучия.
Тем непонятнее выглядят те самые нарушения, с которыми рассматривалась и принималась инициатива о переходе страны на единый часовой пояс, считает Серикжан.
Например, проект трижды изменялся, но повторные согласования и консультации при этом не проводились, что противоречит закону, полагает истец. А первоначальный проект, размещенный на портале “Открытые НПА” для всенародного обсуждения, указывает он, отличается от итогового постановления, что само по себе ненормально.
Мимо проекта прошли заключения общественного совета и Национальной палаты предпринимателей, хотя документ явно затрагивал права граждан и бизнесменов.
В конце концов протокол заседания рабочей группы по проекту подписали лишь 11 из 35 присутствовавших участников, притом что всего в ее составе значилось 60 человек.
Спрашивается: ради чего все это затевалось? Правительственные мужи не раз заявляли, что новое время якобы больше соответствует биологическим ритмам казахстанцев. Но как насчет биологических ритмов жителей восточных областей?
- Получается, что граждане Казахстана имеют право на благоприятные условия и здоровье, но если я проживаю в Усть-Каменогорске, то у меня таких прав нет, я не могу жить в своем часовом поясе! - возмутился Ахметжанов. - Выходит, все жители нашей области, а это более 724 тысяч человек, подвергаются дискриминации по признаку проживания в конкретном регионе.
Сторона ответчика на все эти выпады ответила отрицанием и опровержением: проект постановления был опубликован для общественного обсуждения на открытом портале, был согласован с ключевыми министерствами, рабочую группу создали…
Самое интересное, что правительство подготовило отзыв на иск Ахметжанова, содержащий взаимоисключающие параграфы. Сначала там со ссылкой на исследование Министерства здравоохранения говорится, что проживание в часовом поясе, не соответствующем естественному биологическому времени, приводит к негативным последствиям для здоровья человека. Но следом авторы тем не менее резюмируют: вводить отдельный часовой пояс для одного региона нецелесообразно.
Зато в правительстве не без гордости отмечают, что переход Казахстана на единый часовой пояс приветствовали в Международном альянсе за естественное время (IANT). Но дело в том, что эта организация не является ни исследовательским центром, ни вообще каким-либо научным учреждением. Это клуб милых энтузиастов, выступающих за внедрение постоянных естественных часовых поясов, только и всего. Почему на их мнение ориентируется правительство независимой республики, принимая решение, затрагивающее интересы огромного количества своих граждан, непонятно.
Таким образом, утверждает Серикжан Ахметжанов, решение о введении единого часового пояса в Казахстане противоречит Конституции и дискриминирует жителей Восточно-Казахстанской области. Он требует признать постановление правительства о переходе страны на единый часовой пояс незаконным и вернуть прежние часовые пояса.
Владислав ШПАКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана