2203

Родительский шапалак: условия и обстоятельства

Если у оставшегося сиротой ребенка есть бабушки-дедушки или тети-дяди по материнской либо отцовской линии, приоритет будет за ними, а не за детскими домами. Такой алгоритм действий предложило Министерство просвещения в рамках законопроекта по образованию и защите прав детей.

Родительский шапалак: условия и обстоятельства

Министр просвещения Гани БЕЙСЕМБАЕВ, выступая в мажилисе, объяснил, что данная инициатива - шаг к созданию условий, которые помогут ребенку легче перенести потерю родителей.

- Попадая не в казенное учреж­дение, а в семью, где ему знакомы лица, ребенок чувствует психологический комфорт. Поэтому преимущественно ребенок должен передаваться родственникам, - сказал министр депутатам.

Впрочем, в настоящее время уже более 90 процентов детей, находящихся под опекой, живут с родственниками, и законопроект направлен на закрепление этой практики на законодательном уровне.

В кулуарах вице-министр просвещения Едил ОСПАН уточнил, что ребенка, оставшегося без попечения родителей, разместят в приемной профессиональной семье, а в это время госорганы будут искать ближайших родственников. Он отметил, что к последним относятся бабушки и дедушки ребенка, а также братья и сестры отца или матери.

В ходе обсуждения на заседании мажилиса депутат Максим РОЖИН обратил внимание на проблему возвратов усыновленных детей в госучреждения. По его словам, ежегодно около 200 детей по разным причинам возвращаются в детские дома.

- Феномен вторичного сиротства в разы увеличивает травмированность ребенка, - подчеркнул он.

Минпросвет признает проб­лему. По словам Бейсембаева, в прошлом до 10 процентов усыновленных детей возвращались в систему детдомов. Для решения этой проблемы с 2020 года функционирует школа приемных родителей, в которой кандидаты проходят обязательное обучение. Со слов министра, благодаря этой подготовке возвраты детей значительно сократились и в настоящее время не превышают 1-2 процентов от общего числа усыновлений.

Депутат Татьяна САВЕЛЬЕВА указала на необходимость четко определять основания для изъятия детей из родных семей:

- У депутатов возникли вопросы в части передачи детей в приемные семьи. Обсуждение данного вопроса вызвало широкую дискуссию, потому что понятия “трудная жизненная ситуация” и “дети, нуждающиеся в специальных социальных услугах” достаточно широкие и возможны различные толкования...

Замминистра внутренних дел Игорь ЛЕПЕХА ответил, что понимает подтекст этого вопроса.

- Когда обсуждали этот закон, были мнения, что шлепки и нанесение легкого вреда здоровью будут основанием для изъятия детей. Сами по себе эти понятия не являются критериями жестокого обращения, но если они идут в совокупности с другими факторами, то будут рассматриваться. То есть угрозы, что, как там говорили, “за шапалаки ребенка у родителей немедленно заберут”, абсолютно нет! - заявил замглавы МВД.

Критерии оценки жестокого обращения с детьми, добавил он, согласованы с министерствами труда, здравоохранения и просвещения. А основания, по которым ребенка могут забрать из родной семьи, указаны в статье 133 Социального кодекса, отметил Лепеха:

- Здесь четко указаны все параметры, полностью расписаны основания, когда мы можем признать ребенка подвергшимся жестокому обращению. Это такие серьезные вещи, как причинение физических и психических страданий путем систематического нанесения побоев, иные насильственные действия, умышленное причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью. Также в эту категорию попадают дети, которые стали жертвами торговли людьми.

Законопроектом также преду­смотрены изменения в системе профобразования. Гани Бейсембаев объявил о планах по введению онлайн-обучения в колледжах, что позволит учащимся совмещать работу и обу­чение.

- Это обеспечит значительную гибкость в обучении и создаст условия для реального профессионального опыта. Создание онлайн-программ обучения позволит колледжам оперативно подстраивать учебные программы под текущие потребности рынка, привлекать отраслевых экспертов и интегрировать передовые технологии. Это также поможет студентам при­обретать практические навыки прямо в процессе работы, не покидая свое место труда, - сообщил министр просвещения, ссылаясь на успешный опыт онлайн-обучения в колледжах США, Канады, Китая, Австралии и Великобритании.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть