Десерт на любой вкус
Алматинская область обеспечивает мороженым не только Казахстан, но и ближнее и дальнее зарубежье
В регионе немало предприятий, которые успешно экспортируют свою продукцию. Например, отечественное мороженое от фабрики “Шин-Лайн” за обе щеки уплетают в десяти странах мира - от России, Узбекистана, Кыргызстана до Китая с Монголией. А со следующего года казахстанский производитель подсластит еще и рынок Саудовской Аравии.
-Еще недавно каждый казахстанец съедал 2,4 килограмма холодного десерта в год, - рассказывает тонкости этого сегмента председатель совета директоров компании “Шин-Лайн” Дмитрий ДОКИН. - Россияне - 3,4, белорусы - 3,5 килограмма. Но в прошлом году мы почти догнали соседей. Рост производства и продаж подскочил на рекордные 25,6 процента. В итоге за сезон каждый наш сладкоежка купил почти три килограмма мороженого.
Понятно, что больше всего продаж летом. Зимой же, по словам Докина, они падают в 5,5 раза. Потребление зависит в том числе и от климата.
- Всех шокирует тот факт, что в холодной Скандинавии потребление мороженого в два раза больше, чем в Италии, Франции и Испании. А все потому, что в северном поясе мороженое потребляют дома, часто во время просмотра ТВ и за праздничным столом, причем круглый год. А в южном поясе его едят только летом и на улице, - поясняет Дмитрий Докин. - Чтобы завоевать свой и зарубежные рынки, важно понимать, кто что любит. Например, в Европе и Америке про мороженое в стаканчике даже не знают, а в Прибалтике и Центральной Азии это любимый формат. Россияне его тоже любят, но все же больше предпочитают пломбир. Вкусы тоже у всех разные! Например, один и тот же наш продукт оценивают по-разному. В Казахстане могут сказать: “Хорошо и сладко”, в Узбекистане: “Круто, как сладко!”, а в Китае: “Фу, как сладко!”
- К слову, россияне и мы, - добавляет директор производства ТОО “Шин-Лайн” Роман ШУЛЬГА, - не очень любим излишнюю приторность в мороженом. Китайцы много сахара тоже не приветствуют. Зато покупатели из Узбекистана ценят более восточные, сладкие нотки в десерте. Все это надо учитывать при разработке как универсального, так и индивидуального продукта под конкретный рынок. Той же Саудовской Аравии! Уже в сентябре туда отправятся первые партии новинок.
Продукт разработан специально для потребителей Саудовской Аравии: изменена рецептура, дизайн, который будет привлекательным для них, и даже получен сертификат арабского “халал”.
- Если мы получим успех и хорошую динамику продаж, то, возможно, задумаемся о локальном производстве, - рассуждает Докин.
Подписание соглашения о сотрудничестве между казахстанским производителем и компанией из Саудовской Аравии состоялось при участии акима Алматинской области Мурата СУЛТАНГАЗИЕВА. Он отметил, что такое партнерство важно для обеих сторон. Для зарубежных гурманов это расширение ассортимента, для Казахстана - увеличение экспортного потенциала. Но чтобы продукт пришелся по вкусу, нужно присмотреться к новому покупателю, понять, чего он хочет. Для этого компания создала в разных странах свои экспертные команды, где одни специалисты мониторят рынки, другие - постоянно дегустируют мороженое от производителей всего мира.
- В эту команду входят и представители компании. Два дня в неделю проводятся тесты новинок и в Алматы. Если же мы в командировке, то пробуем мороженое каждый день. Год назад в Австрии за два дня продегустировали у нашего партнера 165 видов мороженого, - подсчитал Дмитрий Докин.
Понятно, что кроме вкуса важны еще качество продукта и его объем. Ведь для экспорта нужна бесперебойная поставка. Именно поэтому отечественное предприятие работает над расширением и модернизацией своего производства. Сейчас на 30 гектарах земли завершается строительство новой фабрики. Она, кстати, будет самой крупной не только в СНГ, но и в Восточной Европе.
Основную ставку тут делают на технологии. Например, здесь работают две мощнейшие в мире линии по выпуску стаканчиков и рожков для мороженого. Каждая может выдать по 36 тысяч штук в час.
- У нас есть технология, которой нет ни в Центральной Азии, ни в СНГ, по ней мы производим особое эскимо, в котором есть тонкая прослойка джема между двумя слоями шоколада. Для этого мы мороженое покрываем шоколадной глазурью, погружаем в ванну с жидким азотом, он дает быструю заморозку, потом наносим фруктовую глазурь, опять охлаждаем и наносим последний слой шоколада. Есть у нас также запатентованная технология и оборудование Extrusion Wheel, которые позволяют делать мороженое в виде сэндвичей с добавлением максимально больших кусочков шоколада, - рассказал Роман Шульга.
Заметим, что все это и позволяет не заморачиваться с продажами. Уже сейчас “Шин-Лайн” занимает 49,5 процента казахстанского рынка, закрывая при этом вопрос с импортозамещением. Растут и поставки за рубеж. Только за шесть месяцев этого года экспорт в Китай вырос в два раза, в Россию - на 90 процентов, а в Беларусь - почти на 80.
- Сейчас на всех уровнях - областном и республиканском - оказывается большая поддержка экспортно ориентированным предприятиям. Если говорить по бизнес-климату, то с каждым годом происходят улучшения, что делает бизнес-среду более комфортной для развития производства. Есть также множество программ по индустриальному развитию от фонда предпринимательства Dаmu, Министерства сельского хозяйства и национальной компании Kazakh Invest. Поэтому мы намерены расширять географию экспорта и дальше. В планах каждый год добавлять по 2-3 новых экспортных рынка, - поделился перспективами Дмитрий Докин.
Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы