За газом - глаз да глаз
Использовать сжиженный нефтяной газ в качестве автомобильного топлива - это слишком большая роскошь. И она будет становиться все менее доступной.
Как рассказал во вторник на заседании правительства министр энергетики Алмасадам САТКАЛИЕВ, сегодня средняя себестоимость товарного газа в Казахстане составляет 33 169 тенге за тысячу кубических метров. При этом утвержденная оптовая цена на него - всего 23 646 тенге за тот же объем.
Поэтому, сделал вывод министр, для привлечения инвестиций в газовую отрасль и достижения себестоимости на товарный газ требуется поэтапное повышение цен на этот вид топлива. Конечно же, с учетом недопущения резкого роста цен для населения. В частности, как напомнил Саткалиев, с 1 июля 2024 года в Казахстане предельные цены оптовой реализации товарного газа на внутреннем рынке увеличены в среднем на 14,6 процента. Надо полагать, не в последний раз.
- В течение трех лет планируется достичь безубыточности реализации газа на внутреннем рынке, что позволит покрыть растущую потребность страны в газе и реализовывать важные для Казахстана инвестиционные проекты, - заявил министр.
Но повышение цены - это не единственное, что необходимо отрасли. По словам Алмасадама Саткалиева, сжиженный нефтяной газ является критически важным сырьем для нефтегазохимии, однако в нашей республике им заправляют автомобили.
- Больше нигде в мире он так не используется, а применяется как важный элемент получения продуктов с высокой добавленной стоимостью, - обратился глава Минэнерго к премьер-министру Олжасу БЕКТЕНОВУ. - На сегодня имеются проекты по производству алкилата и полипропилена, в которое планируется вложить 300 миллионов долларов инвестиций, создав при этом две тысячи рабочих мест. Для реализации данных инвестиционных проектов необходимо 345 тысяч тонн газа в год.
Но, согласно данным возглавляемого им ведомства, ежеквартально по регионам распределяется всего около 360 тысяч тонн сжиженного газа. Однако даже этот объем изначально меньше потребностей регионов на 130 тысяч тонн. К тому же некоторые производители предпочитают экспортировать сжиженный газ на внешние рынки, где цены гораздо выше, чем в Казахстане.
К примеру, “Тенгизшевройл” произвел за 2023 год 1,1 миллиона тонн сжиженного газа, из которых направил на внутренний рынок 526 тысяч тонн, а на экспорт - 612 тысяч тонн. И хотя часть объемов все же направляется нефтехимическим предприятиям, в условиях ежегодных ремонтных работ на заводах-производителях перманентно наблюдается дефицит сжиженного газа в размере 20-25 процентов от потребности рынка.
Между тем, по информации Министерства внутренних дел, в 2023 году количество автомобилей с газовым двигателем в Казахстане составило 582 тысячи единиц по сравнению с 491 тысячей в 2022-м. То есть увеличилось на 18 процентов. Происходит это из-за низких цен на газ в Казахстане.
Алмасадам Саткалиев предложил закрепить нефтегазохимию в качестве стратегического направления в системе госпланирования и таким образом провести перераспределение этого ценного ресурса в пользу промышленности.
Глава правительства со всем этим согласился.
- Сегодня розничные цены на него в Казахстане приблизительно в два раза ниже, чем в России, Узбекистане, Кыргызстане и странах дальнего зарубежья, - заметил он. - Низкие цены привели к незаконному вывозу больших объемов сжиженного газа в сопредельные страны. Ранее я поручал соответствующим государственным органам усилить работу по пресечению серого экспорта сжиженного газа, в том числе путем установления уголовной ответственности.
Согласно данным Комитета национальной безопасности, предотвращено 14 фактов незаконного вывоза сжиженного нефтяного газа за пределы страны.
- Эту работу нужно продолжать. На особом контроле поручаю держать регионы, где наблюдается неестественный скачок в объемах потребления: это Атырауская, область Абай и ряд других приграничных регионов.
Кроме того, Олжас Бектенов обратил внимание и на то, что с учетом ежегодно растущего количества автомобилей, использующих сжиженный нефтяной газ в качестве топлива, растет и количество фактов нарушений законодательства при установке газобаллонного оборудования. Такие прецеденты, считает он, создают угрозу жизни для казахстанцев.
В этой связи министерствам внутренних дел и энергетики поручено принять меры по ужесточению ответственности предпринимателей за непрофессиональное переоборудование транспорта и отсутствие соответствующей отметки в техпаспорте. Кроме того, Министерству энергетики необходимо будет активизировать работу по стимулированию производства компримированного газа, который является альтернативным топливом.
- Объемы добычи и производства газа сейчас остаются на низком уровне, - констатировал премьер. - Строительство газоперерабатывающих заводов на Кашагане и в Жанаозене затягивается. Развитие новых месторождений и привлечение инвестиций в геологоразведку также идет медленно. Поэтому поручаю Министерству энергетики и компании QazaqGaz разработать детальные дорожные карты по строительству газоперерабатывающих заводов и освоению новых газовых месторождений.
Владислав ШПАКОВ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ и Владимира ЗАИКИНА,Астана