2511

Посторонним въезд разрешён

Чтобы жизнь в столице была более комфортной, нужно сделать так, чтобы иногородним в нее не очень-то и хотелось

Посторонним въезд разрешён
Фото с сайта pak.ru

На этой нетривиальной идее основан комплексный план развития Астанинской агломерации на 2024-2028 годы, рассмотренный и одобренный правительством.

Пришельцы среди нас!

По словам акима Астаны Жениса КАСЫМБЕКА, ежегодно население вверенного ему города увеличивается на 50-60 тысяч человек. Каждое утро в столицу въезжают порядка 200 тысяч жителей окружающей ее Акмолинской области и более 30 тысяч автомобилей. Вечером этот поток движется в обратном направлении. Ситуация типична - как в Алматы.

- Сейчас пригородную зону столицы обслуживают 26 маршрутов (общественного транспорта. - В. Ш.), - сообщил Касымбек. - В прошлом году в городе начали работать дополнительно 400 автобусов. В этом году ожидается пополнение автопарка еще на 300 автобусов. Это позволяет нам увеличить количество пригородных маршрутов, продлить маршруты внутри населенных пунктов и обеспечить дополнительной мобильностью жителей агломерации.

Женис КАСЫМБЕК.

Так совпало, что днем раньше, на встрече с жителями Сарыаркинского района, градоначальник уже осветил тему общественного транспорта внутри Астаны. Он сказал, что при населении в 1,5 млн человек количество автобусов в городе должно превышать 2000. Сейчас их 1300 - большинство из них новые, комфортабельные, но ими... некому рулить.

- Сегодня заработная плата водителя в среднем 500-600 тысяч тенге, но у нас дефицит, на эту зарплату мы не можем профессиональных водителей в полном объеме добрать, - посетовал аким, одновременно серьезно озадачив аудиторию.

То есть получается, что при ежедневном притоке 200 тысяч человек весьма проблематично отыскать в этой массе народа тех, кто готов водить автобус за полмиллиона тенге. Тут, конечно же, возникает вопрос: а что тогда все эти люди в столице делают?

Как рассказал в правительстве аким, в Астане обучаются более 10 тысяч школьников и студентов колледжей из пригородных населенных пунктов. Кроме того, статистика показывает, что более 17 процентов коек в городских стационарах занято также иногородними пациентами.

- Мы видим, что есть потребность в дополнительных объектах здравоохранения, - констатировал Касымбек. - Строительство двух перинатальных центров планируем начать до конца текущего года. По третьей многопрофильной больнице в этом году завершаем проектирование.

Границы надо иметь

Кстати, в кулуарах правительства столичного акима спросили: не лучше ли присоединить к Астане ближайшие населенные пункты, в частности город Косшы? В ответ он не без облегчения сослался на утвержденный в январе генеральный план развития города до 2035 года:

- В рамках этого документа присоединение города Косшы к Астане не рассматривается. Вообще, мы не предполагаем, что ближайшие населенные пункты будут присоединяться к городу. Понятно, что есть населенные пункты, которые фактически уже в черте столицы, например Ильинка. По сути, это один поселок со столичным микрорайоном “Уркер”, их разделяет только дорога. Дети из Ильинки учатся в “Уркере”, поэтому мы сейчас там две школы строим. Всего там более 30 тысяч человек живет. Возможно, со временем вопрос о присоединении Ильинки встанет, но пока официально документов на этот счет не было.

Впрочем, и без присоединения близрасположенных поселков перспективы роста населения Астаны вполне очевидны.

Но, несмотря на это, Касымбек против изоляции столицы от остальной республики посредством установления на ее въезде блокпостов.

- Это неправильно! - ответил он на просьбу журналиста прокомментировать соответствующее предложение депутата маслихата Астаны Азамата АЙТХОЖИНА. - Потому что мы унитарное государство. Каждый гражданин Казахстана имеет право жить там, где хочет. Столица наша общая. Никаких ограничений у нас нет, и не нужно.

Операция “Агломерация”

Вице-премьер - министр национальной экономики Нурлан БАЙБАЗАРОВ отметил, что за 10 лет население столицы увеличилось на 46 процентов. По прогнозным данным, к 2035 году в Астане будут проживать 2,3 млн человек. В настоящее время в территорию Астанинской агломерации входят собственно столица и более 40 населенных пунктов трех районов Акмолинской области (включая вышеупомянутый Косшы), где проживает 40 процентов населения этой области.

Нурлан БАЙБАЗАРОВ.

- Комплексный план развития Астанинской агломерации преду­сматривает реализацию 329 мероприятий на сумму 1,13 трлн тенге, - доложил вице-премьер. - Они направлены на развитие градостроительства, модернизацию социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечение экологической устойчивости и безопасности, предупреждение чрезвычайных ситуаций.

В частности, по словам Байбазарова, запланирована разработка единой градостроительной политики, которая позволит синхронизировать планы развития столицы и Акмолинской области. Предусмат­ривается создание экогородков общей площадью более 940 гектаров, на территории которых будут построены жилые дома с помещениями для ведения малого бизнеса.

Для развития продовольственного пояса агломерации и привлечения в нее инвестиций будут построены 25 объектов по производству продуктов питания, 12 предприятий по выпуску промышленных товаров и создана индустриальная зона общей площадью 300 гектаров в Аршалынском районе.

- Люди переезжают жить ближе к столице, это естественный процесс, понять можно, - выслушав доклад вице-премьера, констатировал глава правительства Олжас БЕКТЕНОВ. - Однако такая миграция, - отметил он далее, - сказывается на рынке труда, способствует росту безработицы в Акмолинской области. Поэтому предстоит проделать значительную работу для решения данных проблем. Представленный комп­лексный план станет основным программным документом в этом направлении.

Глава правительства подчерк­нул, что в пригородных селах немало и своих проблем: водо­снабжение, водоотведение, стабильное электроснабжение, состояние дорог… Поэтому реализация плана должна решить и эти наболевшие вопросы. Более того, по мнению премьера, Астана как ядро агломерации должна создавать предпосылки для устойчивого развития прилегающих территорий. Это позволит сгладить существующий дисбаланс между уровнем жизни в столице и близлежащих населенных пунктах.

- Необходимо придать экономическую специфику каждому из 45 сельских населенных пунктов, - подчеркнул Бектенов. - Тогда будет достигнута самообеспеченность как самих сел, так и Астаны в необходимой продукции животноводства, растениеводства, строительной индустрии и других отраслей. Ведь до сих пор не решен вопрос создания продовольственного пояса вокруг столицы! Это мы должны признать. Его можно создавать в том числе и в этих населенных пунктах.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть