2972

Переходим на полный цикл

В ходе рабочей поездки в Алматы министр энергетики Алмасадам САТКАЛИЕВ посетил ТЭЦ-2, где уже начаты работы по переводу ее на газ. При этом активная фаза строительства начнется в следующем году, а полный перевод ТЭЦ на газ обещают к 2025-му. Пообщался министр и с журналистами. Приведем самые интересные вопросы и ответы.

Переходим  на полный цикл

- Откройте тайну: о чем все же договорились с компанией Orano, лидером атомной промышленности Франции? Министерство подписало соглашение, но мы не понимаем, о чем оно. Это поставка урана или что?

- Orano - наш долгосрочный партнер, который с 1990-х годов осуществляет добычу урана в Казахстане. Есть совместные предприятия, как с компанией “Казатомпром”, есть перспективы развития сотрудничества.

В настоящее время в соответствии с поручением главы государства рассматривается возможность участия “Казатомпрома” в технологиях конверсии и обогащения урана. Orano является одним из мировых лидеров, обладающих всеми необходимыми технологиями. Соглашение, которое подписал “Казатомпром”, предполагает продолжение этого сотрудничес­тва.

- То есть мы будем производить ядерное топливо для французских АЭС?

- Казахстану необходимо расширить свое присутствие в так называемом полном цикле переработки урана. У нас есть уникальные компетенции по добыче, первичной переработке урана, по поставке его на экспорт. Выпадающим звеном являются конверсия и обогащение урана. И сейчас “Казатомпром” изучает возможность вхождения на покрытие этого цикла. Куда будет направляться конечная продукция по итогу - это зависит от запросов мирового рынка. Понятно, что “Казатомпром” будет в этом заинтересован.

- Говорили ли с Францией об ее участии в строительстве АЭС в Казахстане или этот вопрос не обсуждался?

- Как вы знаете, французская компания EDF вошла в короткий список потенциальных участников строительства атомной станции. Периодически мы с ними проводим консультации. Периодически они ставят вопросы по учету тех или иных конкурентных преимуществ.

И в ходе последнего визита ставился вопрос о присутствии французского бизнеса при реализации совместных проектов развития низкоуглеродной энергетики, которая включает в себя и возобновляемые источники энергии. В том числе упоминался проект по строительству атомной станции в Казахстане без особого акцента на его реализацию.

- Рыбаки в поселке Улькен, где собираются строить АЭС, уже говорят о том, что Балхаш мелеет. А для охлаждения атомного реактора нужна вода. Проводили ли исследования по поводу потенциального расхода воды или есть другие варианты охлаждения?

- Исследования проводились. Проблемы обмеления рек и озер характерны не только для Казахстана, но и для всего мира. Но уже найдены технические решения, которые позволяют минимально использовать воду. Обсуждаем и вопрос воздушного или сухого охлаждения. Конечно, этот метод приведет к увеличению затрат электро­энергии.

- Начался ли транзит российского газа в Узбекистан через Казахстан? И если начался, то в каком объеме?

- Да, мы завершили в течение года ремонт транспортной инфраструктуры. QazaqGaz совместно с “Газпромом” провел всю необходимую работу, и в настоящее время мы уже осуществляем транзит российского газа в Узбекистан. Пока речь идет об объеме порядка 800 млн кубометров газа. Это до конца года. В месяц примерно 240-250 млн кубов. Есть договоренность, что в случае резкого роста потребления газа на нашем внутреннем рынке и его дефицита мы сможем получать газ от “Газпрома”.

- В октябре Казахстан договорился с Китаем о ежегодном экспорте газа. Поделитесь подробностями.

- В Китай будет поставляться газ из Западного Казахстана, основной источник - месторождение Тенгиз. В этом году планируется экспорт 4,5-5 млрд кубометров. В последующем объем будет зависеть от индикативного баланса.

- В соглашении с Китаем учитывается внутреннее потребление газа? Не останется ли Казахстан в дефиците?

- У нас поставки газа на внутренний рынок - основной приоритет. То есть наши экспорт­ные обязательства исходят из общего газового баланса, который ориентирован на покрытие внутреннего рынка.

- Алматинский регион в пик потребляет уже 1500 мегаватт. Наблюдаются отключения электроэнергии. Дефицит восполняется за счет поставок с севера страны. Планируется ли строить новые источники здесь?

- На юге Казахстана планируется масштабный ввод энергетических объектов. В первую очередь это строительство парогазовых установок мощностью 1 гигаватт в Туркестанской области. Все три ТЭЦ Алматы будут переведены на газ с увеличением мощности до 30-40 процентов. Планируется строительство контррегулятора Капшагайской ГЭС, которая сама имеет мощность порядка 40 мегаватт, но за счет эффективного водопользования можно будет дополнительно увеличить мощность.

По словам министра, ожидается и масштабный ввод возобновляемых источников электроэнергии (ВИЭ): уже инициирован ряд проектов малых и средних гидроэлектростанций в Жамбылской области и в регионе Жетысу.

- Саудовская компания ACWA Power, которая является одним из мировых лидеров по строительству ВИЭ, уже приступила к реализации проекта ветровой энергии мощностью 1 гигаватт в районе Джунгарских ворот. То есть в пик Алматы потребляет 1500 мегаватт, а один ветропарк будет давать 1000 мегаватт.

- За перевод ТЭЦ-2 на газ будет расплачиваться вся страна? То есть за теплоснабжение - конкретно население Алматы, а за электричество - весь Казахстан?

- Да, в данном случае затраты распределяются равномерно на всех потребителей страны. И это не только по Алматы, но и по другим объектам. Такой же принцип и для инвестсоглашений, и для ВИЭ.

Саткалиев отметил, что повышение тарифов неизбежно, но оно будет постепенным. Газ дороже угля, но будет поставляться по внутренним ценам.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Андрея ХАЛИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть