Давление на следствие?
Назревает скандал в военном суде Алматинского гарнизона, где под председательством Нуркена ЖЕКСЕМБИЕВА идет процесс по обвинению 15 военнослужащих Минобороны и старшего помощника главного военного прокурора в хищении обмундирования, проданного предпринимателю алматинской барахолки за 25 миллионов тенге (см. “Рисковые маневры”, “Время” от 10.5.2023 г.). Ущерб, причиненный военному министерству, значительно больше - свыше 88 миллионов.
На одном из заседаний прозвучало беспрецедентное заявление руководителя следственной группы по этому делу Камилы БАЙКУАТОВОЙ.
По ее словам, перспективу этого дела она докладывала руководителю управления уголовного преследования Главной военной прокуратуры (ГВП) Данияру БУПЕЖАНОВУ, его заместителю Т. ШАНДАУЛОВУ и первому заместителю главного военного прокурора Бирлику ТАШИМОВУ. Байкуатова считала: для предъявления обвинения военнослужащим необходимо выяснить способ хищения и установить, куда ушло обмундирование (на тот момент это еще не было установлено). Кроме того, она полагала, что у каждого начальника склада свой состав преступления, а между ними не было сговора.
Но протокольным решением от 30 ноября 2020 года следственную группу обязали расследовать дело именно в группе лиц по предварительному сговору. Контроль над исполнением возложили на начальников управления ГВП Тулегена КОСМАГАМБЕТОВА и Данияра Бупежанова. Другими словами, на Камилу оказали сильное давление.
Позже ей позвонил Космагамбетов и передал поручение Ташимова: привлечь и закрыть командира в/ч 29219 Асилхана БАЙЫРОВА. При этом Космагамбетов подчеркнул, что он просил Бупежанова дать прямое письменное указание по командиру части, но тот ответил: указания будут только устные. А такие поручения к делу не пришьешь.
29 декабря 2020 года Байкуатова написала служебную записку Ташимову, в которой особо подчеркнула: в материалах дела нет достаточных доказательств для привлечения Байырова и двух его подчиненных к ответственности. Но этот важный для следствия документ остался без какого-либо рассмотрения.
Допросили в качестве свидетеля Космагамбетова. Он подтвердил слова Байкуатовой: руководители ГВП Дастан САРТАЕВ и Бирлик Ташимов действительно неоднократно давали устные указания о привлечении к уголовной ответственности и аресте Байырова. На многочисленные просьбы Космагамбетова дать следствию письменные указания, как этого требует уголовно-процессуальное законодательство, он получил отказ. Но требования арестовать командира части ему передавали регулярно.
Как-то Космагамбетова вызвал Ташимов и намекнул: мол, говорят, что для решения вопроса сотрудникам, занимающимся этим делом, передали 50 миллионов тенге. Этот намек крайне удивил Космагамбетова, и своему шефу он сказал, что в порядочности руководителя СОГ Байкуатовой нет никаких сомнений.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы
(Подробности читайте в ближайших номерах)