Как джентльмены за базар отвечают
Перед самым новым годом министр торговли Серик ЖУМАНГАРИН пообещал стране дешевое подсолнечное масло. Правда, для этого правительству пришлось вводить экспортную пошлину на семечки, “чтобы все из страны не вывезли”.
Зато четыре вида джентльменов (чиновники, защитники конкуренции, общественные деятели из сферы маслоделия и профессиональные борцы за интересы бизнеса) подписали меморандум, что отныне и до осени рафинированного растительного масла будет на прилавках магазинов завались, как и обещал министр, по 750 тенге за литр плюс небольшая торговая накрутка.
В эти выходные мы с коллегами выясняли, как в разных регионах страны джентльмены соблюдают подписанный план действий по стабилизации цен на подсолнечное масло. Выяснилось, что министр не прообещался. Чуть дороже 750 тенге масло есть по всей стране. А иногда даже чуть дешевле. Но есть нюанс.
Неожиданно самое дешевое рафинированное подсолнечное масло (даже ниже обещанных цен) оказалось в Актобе. Там литр российского “Злата” всего по 630 тенге. Правда, это запасы областного стабфонда. А вот в обычных торговых сетях цена повыше. Но и здесь в пределах обещанного джентльменами: “Олейна” по 765 тенге. Но опять импортное.
В крупных торговых сетях Атырауской области тоже не наше доступнее. В частности, ставропольское “Благояр” по 820 тенге. А западноказахстанское “Белес” с пометкой “Товары стабфонда” по 865 тенге. Опять стабфонд, а не меморандное. И только в Актау наш “Шедевр” есть по 775 тенге, а вот в Петропавловске этот бренд уже по 915. Но опять здесь самое дешевое российское (“Олейна” по 765 тенге).
Неожиданно самое дорогое масло обнаружилось в торговых сетях Павлодара. Но и здесь есть приятная мелочь - дешевле нашего бренда “Забота” (955 тенге) там ничего нет. Но точно такое же масло в Караганде по 760 тенге. И оно тоже самое дешевое в этом регионе. И даже вписывается в обещанные Министерством торговли параметры. И это чуть ли не единственный на всю страну пример, чтобы джентльмены так ювелирно ответили за базар.
В Шымкенте, про который говорят, что там все чуть ли не даром, самой дешевой оказалась российская “Затея” (759 тенге), но там и усть-каменогорский “Аскан” не очень далеко ушел (789 тенге). Еще про юг: в Таразе, например, на прилавках супермаркетов полно отечественного масла, которое подходит под обещанные цены в меморандуме. Правда, надо внимательнее смотреть на тару - в большинстве случаев бутылки меньше литра (от 850 до 950 граммов). А самое дешевое - российское, к слову, как в Алматы и Алматинской области.
Злые языки болтают, что весь этот меморандум затевался в интересах наших маслозаводов, расположенных в Восточно-Казахстанской области. Попробуй проверь. В Усть-Каменогорске действительно все нормально, как и прописано. И в супермаркетах соседнего Семея есть масло “Солнечное” по 775 тенге, произведенное в Шемонаихинском районе ВКО. Правда, здесь из той же области бренды “Маслозавод №1” и “Заречное” дороже тысячи. Но это уже вопросы к логистам. Мы, во всяком случае, не смогли понять, почему одни и те же бренды в разных регионах могут отличаться в цене на десятки процентов.
Что показало мини-исследование наших собкоров? Что меморандум, как и положено документу без каких-либо обязательств, почти повсеместно не соблюдается. И наказывать за это некого. В нем не прописана никакая ответственность вообще. Более того, его не подписывали ни производители масла, ни торговые сети.
Но главный вывод: зачем вообще и кому понадобился весь этот сыр-бор, если без всяких меморандумов наши прилавки забиты недорогим маслом? Правда, неотечественным. Но тут уже вопрос должен возникнуть к производителям. Мы действительно настолько криворукие, что у нас все получается дороже того, что сделано не нами и привезено к нам за тысячи километров, или просто бессовестные, воспринимающие своих сограждан как новую нефть?
Игорь НЕВОЛИН, Алматы