Луковый сговор
Это установил наш корреспондент, продолжив свое расследование обстоятельств ценового ажиотажа на социально важный овощ
Жамбылская область может запросто обеспечивать луком всю страну. Более того, по словам луководов региона, запасов репчатого настолько много, что, если не возобновить экспорт, он просто сгниет на складах, как это уже было пару лет назад.
Жамбылский лук закупают все регионы страны без исключения.
- По данным управления сельского хозяйства Жамбылской области, в прошлом году в регионе было собрано более миллиона тонн лука. При средней норме потребления лука, а это порядка 20 килограммов на человека в год, стране нужно 395,3 тысячи тонн. То есть наш регион способен полностью покрыть годовую потребность страны! - утверждает председатель правления АО “СПК “Тараз” Даулет АБИЛКАИРОВ.
Вторит ему глава жамбылского объединения луководов фермер Лугмар САНДУРОВ:
- С 6000 гектаров в прошлом году мы собрали около 50 тысяч тонн. Причем это только в Кордайском районе. Продаем мы его всем, потому что лука много. У нас все хранилища забиты. Летом с поля продавали от 37 тенге за килограмм. К концу лета максимум 50 тенге стоил.
По его словам, нашей стране нужно максимум до 40 процентов от общего запаса лука, который сегодня имеется в жамбылских закромах.
Социально-предпринимательские корпорации не только приобретают лук для стабфондов областей и городов, но и помогают предпринимателям находить сельхозтоваропроизводителей для дальнейшего сотрудничества по оборотной схеме.
СПК “Павлодар”, например, закупила 200 тонн лука у жамбылского КХ “Шарипов” по 130 тенге за килограмм. Еще 100 тонн было закуплено по 275 тенге у ИП “Империя”. Кызылординцы закупили репчатый по более выгодной цене - 90 тенге за кило. Правда, всего 170 тонн. СПК “Акжайык” заключила договор на поставку 1000 тонн по цене 120 тенге за килограмм с предпринимателем из Тараза ИП “Мусаева”. По такой же, оборотной схеме работает и СПК “Ертис”, где заверяют, что устькаменогорцам лук продают по 110 тенге.
- Кстати, СПК покрывают максимум 30-40 процентов потребности своих регионов, все остальное реализуется через частников, - добавляет Абилкаиров.
Он рассказал, как работает оборотная схема. В рамках договора с СПК сельхозпроизводители берут на себя обязательства поставлять на период кредитования социально значимые товары, цены которых должны быть ниже официальных статистических на 15-20 процентов. Срок финансирования - не более одного календарного года под 0,01 процента годовых. В частности, КХ “Байлык” и КХ “Шарипов” имеют обязательства на поставку овощной продукции (лук, морковь, картофель, капуста) в торговые сети и социальные павильоны на общую сумму около 190 млн тенге.
- При выборе супермаркетов основной упор делается на количество торговых точек, посещаемость, место расположения. С каждым супермаркетом заключается договор на реализацию товаров, где указываются объемы товаров, цены реализации, прописываются права и обязанности сторон, а также указываются пени и штрафы при неисполнении условий договора, - уточняет Абилкаиров.
То есть магазины, куда поставляется товар из стабфонда или по оборотной схеме, не могут устанавливать на него цену выше той, что указана в договоре. Однако регулировать цены на общем рынке СПК неправомочны.
Кордайские луководы отправляют товар тем, с кем заключили договоры, целыми вагонами со станции Шу.
Сейчас оптовая цена на лук - 200 тенге за кило. В цену входят расходы на хранение и переработку.
- Торговые центры Алматы покупают его по 200 и продают по 399 тенге. Они сами накручивают очень много. Дорога до Алматы обходится в 9-10 тенге, - отмечает Сандуров.
Когда вдруг начался ажиотажный спрос на лук, фермер недоумевал: как такое возможно?! По его словам, откуда только ни звонили. Мол, у нас есть еще запасы, но если вдруг они закончатся, приедем к вам. Все еще едут. И пока они приедут, лук уже пустит побеги и станет негодным.
А негодными, отмечает Сандуров, могут стать не только 20 тысяч тонн лука, которые хранятся в Кордайском районе. По 15 тысяч тонн на складах в Таразе и Шу. Большие запасы в хранилищах, расположенных в Шенгельды Алматинской области.
То есть, говорят мои собеседники, в стране нет ни дефицита лука, ни предпосылок для его подорожания. Фермеры уверены: это ценовой сговор, созданный искусственно.
По информации моих коллег в регионах, средняя стоимость одного килограмма лука по стране сегодня составляет 325-330 тенге. При этом цена на овощ на рынках и в супермаркетах не сильно разнится. Так, к примеру, в той же Жамбылской области в супермаркетах лук продается по цене 314-350 тенге за кило, на рынках - от 300 тенге, в Туркестанской области минимальная цена тоже 300, в Мангистауской - 330-360, в Западно-Казахстанской - 280 тенге за килограмм.
На рынках Актюбинской области репчатый продают по 250 тенге, в супермаркетах - по 284, в Алматы - по 280 и 390 соответственно, в Восточном Казахстане - по 290 и 400, в Павлодарской области - по 360-380, в Алматинской области - по 320 тенге в магазинах, на базарах - по 300-350, в Атырауской - по 300-350, в Костанайской области - по 250-300 тенге за килограмм.
Так что, как говорится, средняя температура по больнице одинаковая. И как тут не задаться вопросом: откуда такие аппетиты у воротил торговли? Как оптовые 90-130 тенге у жамбылских луководов вырастают до 350-400 тенге за килограмм на рынках и в магазинах страны? При этом в супермаркетах лук из стабфондов продается по цене от 105 до 158 тенге. Правда, качество его, как свидетельствуют покупатели, оставляет желать лучшего: луковицы мелкие, много гнилого и проросшего продукта.
Вот потому-то жамбылские фермеры и настаивают, чтобы правительство республики срочно сняло запрет на экспорт репчатого (см. мой первый материал этого расследования “Заботы луковые”, “Время” от 18.2.2023 г.). Тем более что лук уже пускает перья, а промышленной переработки в регионе нет.
- Надо открыть “окошко”! - уверен Сандуров. - Хотя бы на 10 дней, чтобы мы выполнили обязательства по международным договорам. 400 тонн лука на перо не могу вывезти: в марте его уже надо сажать, а теплицы в российском Новосибирске. Это сорт “сардор”, он долго не хранится. Мы его там выращиваем, там и продаем во время сезона. Он и дешевле. А здесь для хранения выращиваем сорт “манас”. У меня также договоры с сетью супермаркетов в России. Я должен поставить 8000 тонн лука в магазины Новосибирска, Рубцовска, Барнаула.
- Правительство каждый год ставит задачу сажать больше овощей. Но для чего это делать, если они потом гниют? Получается, мы работаем в убыток себе! - негодует Сандуров.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз