Всесторонне, объективно, законно
призывают рассмотреть дело нашего корреспондента Михаила Козачкова общественные и правозащитные организации, представители медиаструктур, парламентарии и эксперты
Фонд защиты свободы слова “Адил соз”
Мы обеспокоены несоблюдением процедурных норм, сообщениями адвоката Анны ВЕРЕТЕЛЬНИКОВОЙ о том, что обыск происходит без присутствия адвоката.
Хотели бы обратить внимание, что текст пресс-релиза Агентства по финансовому мониторингу нарушает презумпцию невиновности и ст. 77 Конституции РК: “Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда”.
Михаил Козачков является профессиональным журналистом, выпускником КазНУ им. аль-Фараби, имеет более чем двадцатилетний опыт в карьере.
“Адил соз” готов предоставить помощь Михаилу Козачкову и обеспокоен усиливающимся давлением на расследовательскую журналистику в Казахстане, что в корне противоречит объявленным президентом ТОКАЕВЫМ политическим реформам.
Фундаментальными правами человека и гражданина, согласно разделу 2 Конституции Республики Казахстан, наряду с правом на жизнь является право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 13) и право пользоваться помощью адвоката с момента задержания (ст. 16).
Попраны фундаментальные конституционные права журналиста.
Наряду с этим фонд “Адил соз” инициировал обращение к главе государства (его подписали десятки медиаструктур и журналистов) о вопиющем нарушении прав Михаила Козачкова. В нем выражены “серьезные основания сомневаться в справедливости и объективности расследования, поскольку действия правоохранительных органов практически саботируют обещанные Вами политические реформы”. Заявители призывают освободить журналиста из-под стражи.
Союз журналистов Казахстана
Союз журналистов Казахстана призывает правоохранительные органы соблюдать законы страны, и в первую очередь - презумпцию невиновности. Никто не может быть объявлен преступником до решения суда.
Журналистское сообщество обращается к органам следствия рассмотреть дело Михаила Козачкова всесторонне, объективно и беспристрастно.
Республиканская коллегия адвокатов
Президиум Республиканской коллегии адвокатов в курсе событий, связанных с выпуском пресс-релиза Агентства финансового мониторинга по задержанию журналиста Козачкова. Заявляем, что адвокаты не являются фигурантами этого дела. Подробная позиция адвокатуры будет озвучена после проведения консультаций с адвокатами, участвующими в деле.
Комиссия по защите прав адвокатов Республиканской коллегии адвокатов готовит заключение о наличии нарушения профессиональных прав адвокатов. Комиссия также приступила к работе по обращению адвоката Веретельниковой А. Б. по факту ее недопуска к проведению обыска в помещении ее клиента. В работе также обращение адвоката Пан И. В. о недопуске к подзащитному.
Призываем сотрудников Агентства финансового мониторинга действовать в строгом соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса и Конституции Республики Казахстан.
В случае установления фактов нарушения прав адвокатов Республиканская коллегия адвокатов примет меры для привлечения виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Руслан Желдибай, пресс-секретарь главы государства:
- На имя президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА поступило обращение ряда представителей медийного сообщества по поводу расследования в отношении журналиста Михаила Козачкова.
В связи с этим необходимо отметить, что данное резонансное дело должно рассматриваться исключительно в правовом поле в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан. Генеральная прокуратура обязана обеспечить надзор за законностью расследования и в установленном законодательством порядке дать необходимые разъяснения.
Все законные права задержанного журналиста как гражданина Казахстана должны быть соблюдены в полном объеме.
Дания ЕСПАЕВА, депутат мажилиса:
- В новости о задержании Михаила Козачкова меня удивило то, что сразу же в отношении его начались все возможные нарушения норм закона, начиная с того, что к нему не допустили адвоката. Не важно, что он журналист, - все граждане равны в своих правах независимо от профессиональной деятельности.
Что же касается обвинений, выдвинутых в адрес Михаила, то тут я судить не могу, у меня недостаточно информации. Но то, что есть откровенное нарушение процессуальных норм, я считаю недопустимым!
Азат ПЕРУАШЕВ, депутат мажилиса, лидер партии “Ак жол”:
- Всякий, кто читал телеграм-канал Михаила (а таковых тысячи и тысячи), знают о его активной жизненной позиции, упорстве и порой даже профессиональной злости. Недаром говорят, что журналистика - это сторожевой пес демократии.
Михаил - настоящий журналист со всеми сопутствующими плюсами и минусами. Не все мне в его работе нравится (особенно копание в родственных связях и личной жизни своих героев), не со всеми его подходами согласен.
Но в отличие от анонимных телеграм-каналов Козачков всегда выступает с открытым забралом, не прячется и не дает прятаться оппонентам.
Никому не позволено нарушать закон и все действия любого гражданина, будь это журналист, будь это политик, будь это полицейский, кто угодно. Они не должны нарушать закон! Точно так же и в отношении Козачкова: закон не должен нарушаться. У него есть право на защиту, у него есть право на презумпцию невиновности, и мы, я сам, как гражданин, безусловно, буду наблюдать (за делом журналиста. - Ред.). Я об этом у себя в телеграм-канале написал, мы будем наблюдать, будем мониторить ход ситуации, поскольку подозрение заявлено очень серьезное. Точно так же и у журналиста есть право на защиту своей работы и своей точки зрения.
Снежанна ИМАШЕВА, депутат мажилиса:
- Я читаю Козачкова, читаю его телеграм-канал, его статьи в газете “Время”, это смелый и яркий журналист. В последнее время он отметился рядом критических статей в адрес Верховного суда, правоохранительных органов, того же АФМ, Генеральной прокуратуры. В чем сейчас его подозревают - это очень серьезные подозрения. Я надеюсь, что правоохранительные органы в ситуации с журналистом все-таки будут разбираться с особой тщательностью. Главное, чтобы с их стороны это не было банальной местью за его публикации!
В отношении журналистов все должно расследоваться очень тщательно, в соответствии с законом и только на доказательствах, добытых законным способом. В любом случае виновен или не виновен Михаил Козачков, конечно же, будет определять суд. Он будет ставить последнюю точку, и он даст оценку его деяниям.
Мне будет очень жаль, если подозрения правоохранительных органов подтвердятся. Жалко было бы терять такого профессионала в журналистике. Очень хочу, чтобы подозрения не нашли подтверждения.
Аманжал ЖАМАЛОВ, депутат мажилиса:
- Мы всегда говорим, что есть три ветви власти. Но у нас есть еще четвертая ветвь власти - СМИ. Поэтому правоохранительным органам надо быть предельно осторожными при задержании и предъявлении обвинений четвертой власти. Власти, может быть, более значимой, чем первые три! “Разглашение информации”, “использование информации” - все это можно предъявить любому человеку, ну а для журналистов это просто работа. Их профессия - находить новости, выявлять нарушения, расследовать происходящие в обществе события, какой бы характер они ни носили. И чем он известнее своими разоблачениями, скандальными расследованиями, тем выше рейтинг журналиста.
Понятно, что информация на дороге не валяется и эту информацию не всегда получают корректными способами. Но если деятельность Козачкова связана с нарушением закона, это одно, а если она все-таки связана с его профессиональной деятельностью и ни к каким статьям ее нельзя отнести, то, я думаю, его надо освободить. Следствие должно конкретно разобраться и отделить мух от котлет.
В журналистском сообществе любое подобное происшествие всегда воспринимается с большой тревогой. Поэтому следствию сейчас надо быть вдвойне осторожным. Раз уж решились на этот шаг, у них действительно для этого должны быть весомые причины. Они должны это черным по белому расписать, чтобы общество не сомневалось, что журналист действительно нарушил закон.
Ерлан САИРОВ, депутат мажилиса:
- Михаил Козачков поднимает важные, актуальные темы в своих статьях. Профессия журналистов сопряжена с тем, что они должны быть в курсе многих событий и теневых сторон жизни. Она связана с рисками, где грань между законом и нарушением закона очень тонкая. Поэтому для журналистов должны быть определенные преференции. Я знаю Михаила как очень хорошего специалиста и хорошего человека. Таких специалистов у нас в Казахстане практически нет. Последние 3-4 года журналистские расследования в нашей стране связаны с фамилией Козачкова.
Очень многие стороны нашей действительности раскрывал Михаил. Многие решения принимались на основе его статей, после которых восстанавливалась справедливость. Поэтому для меня был шоком и неожиданностью такой поворот событий. Это дело нужно рассматривать не только с точки зрения закона и права, но и с точки зрения профессиональной журналистики. Мы будем добиваться, чтобы расследование было открытым и беспристрастным. Я на днях напишу письмо на имя председателя АФМ.
Артур ПЛАТОНОВ, журналист, парламентарий, член комиссии по правам человека при президенте:
- Мне чисто по-человечески очень не хотелось бы, чтобы эти факты (обвинения Козачкова. - Ред.) подтвердились, потому что, на мой взгляд, Михаил очень способный человек. Важно, чтобы тщательно разобрались в этом деле, чтобы все было по закону. В этих (силовых. - Ред.) структурах еще остались замашки, когда они мыслят как бы по вертикали, думая, что они круче и поэтому могут закрывать глаза на какие-то юридические нюансы. Есть понятие “презумпция невиновности”.
Вся аргументация должна быть изучена и принято законное решение. Сейчас говорят, что были нарушены процессуальные нормы. Если это так, необходимо, чтобы прокуратура дала оценку этим нарушениям. Если такие нарушения допускаются, то это несколько подмывает позицию тех, кто обвиняет.
Тимур ЕЛЕУСИЗОВ, председатель движения Kaz Eco Patrul, член политсовета партии “Байтак”:
- Я лично не знаком с Михаилом, но читаю его телеграм-канал - всегда острые и злободневные публикации. Поэтому для меня новость о его задержании стала большой неожиданностью. И то, как его задержали, и то, как происходил обыск в квартире Козачкова, судя по тому, что писали в соцсетях его друзья и адвокаты, свидетельствует о нарушениях, что в принципе недопустимо в правовом государстве.
Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека:
- Всегда, когда происходит задержание журналистов, правозащитников, представителей политической оппозиции в авторитарных режимах, где нет четкого разделения властей, рассчитывать на то, что будут соблюдены все права на справедливый судебный процесс, который включает в себя и стадию досудебного расследования, не приходится. И когда мы сталкиваемся с такими задержаниями, у общества всегда возникают подозрения и сомнения, что власти действуют добросовестно, с соблюдением прав и руководствуются исключительно принципами верховенства права, а не какими-то иными соображениями. И каждый раз смотришь на это все под таким углом сомнений и подозрений.
Естественно, мы не имеем доступа к материалам, которые послужили основанием для задержания Козачкова, и не можем судить, насколько это было обоснованно. Но первые шаги АФМ все эти подозрения стали формировать. Первое, что бросилось в глаза, - это пресс-релиз АФМ.
Как правильно отметил фонд “Адил соз”, мы уже наблюдаем, как ставится под сомнение принцип презумпции невиновности. Можно заявлять, что вы подозреваете человека в совершении преступлений, но! Как только вы начинаете это делать в утвердительной форме… Вы не можете так утверждать, пока нет вступившего в законную силу обвинительного приговора суда, в котором все эти факты были бы подтверждены и все доказательства приняты.
И второе. Если судить по заявлениям адвокатов Михаила, совершенно очевидны грубейшие нарушения права на справедливый судебный процесс в части допуска адвокатов к проведению следственных мероприятий. Право на защиту закреплено в Конституции и в международном пакте о гражданских и политических правах.
Возможно, у АФМ и есть какие-то факты, позволяющие подозревать Козачкова в совершении каких-то преступлений. Но то, как они действуют в части выпущенного пресс-релиза и недопуска к нему адвокатов, очевидно, что его права уже нарушены. И это вызывает определенные подозрения.
Жандос МЕДИМАНОВ, житель Туркестанской области:
- Я бывший военнослужащий (из-за того, что я отказался дать взятку командиру на продление контракта в ВС МО РК). Проявил свою гражданскую позицию против коррупции. Мои обращения были опубликованы в статьях газеты “Время” и телеграм-канале у Михаила Козачкова в 2021 году. Безмерно благодарен редакции газеты “Время” и лично господину М. Козачкову за оказанную информационную поддержку. Я - за Справедливый Казахстан!
Тогжан КОЖАЛЫ, директор общественного благотворительного фонда “HAQ”:
- Считаю, что задержание Михаила Козачкова - это правовой беспредел. Журналист имеет право выражать любую точку зрения, которая не противоречит закону.
На мой взгляд, деятельность Михаила никак не шла вразрез с законами о СМИ и УК.
Нам всем сейчас нельзя молчать, когда органы власти идут на беспредел и недемократичность.
Мы должны отстаивать наше право жить в правовом государстве.
Тогжан ГАНИ, Владислав ШПАКОВ, Лэйла ТАСТАНОВА, Руслан БАХТИГАРЕЕВ