3125

призывают рассмотреть дело нашего корреспондента Михаила Козачкова общественные и правозащитные организации, представители медиаструктур, парламентарии и эксперты

Всесторонне, объективно, законно

Фонд защиты свободы слова “Адил соз”

Мы обеспокоены несоблюдением процедурных норм, сообщениями адвоката Анны ВЕРЕТЕЛЬНИКОВОЙ о том, что обыск происходит без присутствия адвоката.

Хотели бы обратить внимание, что текст пресс-релиза Агентства по финансовому мониторингу нарушает презумпцию невиновности и ст. 77 Конституции РК: “Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда”.

Михаил Козачков является профессиональным журналистом, выпускником КазНУ им. аль-Фараби, имеет более чем двадцатилетний опыт в карьере.

“Адил соз” готов предоставить помощь Михаилу Козачкову и обеспокоен усиливающимся давлением на расследовательскую журналистику в Казахстане, что в корне противоречит объявленным президентом ТОКАЕВЫМ политическим реформам.

Фундаментальными правами человека и гражданина, согласно разделу 2 Конституции Республики Казахстан, наряду с правом на жизнь является право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 13) и право пользоваться помощью адвоката с момента задержания (ст. 16).

Попраны фундаментальные конституционные права журналиста.

Наряду с этим фонд “Адил соз” инициировал обращение к главе государства (его подписали десятки медиаструктур и журналистов) о вопиющем нарушении прав Михаила Козачкова. В нем выражены “серьезные основания сомневаться в справедливости и объективности расследования, поскольку действия правоохранительных органов практически саботируют обещанные Вами политические реформы”. Заявители призывают освободить журналиста из-под стражи.

Союз журналистов Казахстана

Союз журналистов Казахстана призывает правоохранительные органы соблюдать законы страны, и в первую очередь - презумпцию невиновности. Никто не может быть объявлен преступником до решения суда.

Журналистское сообщество обращается к органам следствия рассмотреть дело Михаила Козачкова всесторонне, объективно и беспристрастно.

Республиканская коллегия адвокатов

Президиум Республиканской коллегии адвокатов в курсе событий, связанных с выпуском пресс-релиза Агентства финансового мониторинга по задержанию журналиста Козачкова. Заявляем, что адвокаты не являются фигурантами этого дела. Подробная позиция адвокатуры будет озвучена после проведения консультаций с адвокатами, участвующими в деле.

Комиссия по защите прав адвокатов Республиканской коллегии адвокатов готовит заключение о наличии нарушения профессиональных прав адвокатов. Комиссия также приступила к работе по обращению адвоката Веретельниковой А. Б. по факту ее недопуска к проведению обыска в помещении ее клиента. В работе также обращение адвоката Пан И. В. о недопуске к подзащитному.

Призываем сотрудников Агентства финансового мониторинга действовать в строгом соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса и Конституции Республики Казахстан.

В случае установления фактов нарушения прав адвокатов Республиканская коллегия адвокатов примет меры для привлечения виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Руслан Желдибай, пресс-секретарь главы государства:

- На имя президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА поступило обращение ряда представителей медийного сообщества по поводу расследования в отношении журналиста Михаила Козачкова.

В связи с этим необходимо отметить, что данное резонансное дело должно рассматриваться исключительно в правовом поле в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан. Генеральная прокуратура обязана обеспечить надзор за законностью расследования и в установленном законодательством порядке дать необходимые разъяснения.

Все законные права задержанного журналиста как гражданина Казахстана должны быть соблюдены в полном объеме.

Дания ЕСПАЕВА, депутат мажилиса:

- В новости о задержании Михаила Козачкова меня удивило то, что сразу же в отношении его начались все возможные нарушения норм закона, начиная с того, что к нему не допустили адвоката. Не важно, что он журналист, - все граждане равны в своих правах независимо от профессиональной деятельности.

Что же касается обвинений, выдвинутых в адрес Михаила, то тут я судить не могу, у меня недостаточно информации. Но то, что есть откровенное нарушение процессуальных норм, я считаю недопустимым!

Азат ПЕРУАШЕВ, депутат мажилиса, лидер партии “Ак жол”:

- Всякий, кто читал телеграм-канал Михаила (а таковых тысячи и тысячи), знают о его активной жизненной позиции, упорстве и порой даже профессиональной злости. Недаром говорят, что журналистика - это сторожевой пес демократии.

Михаил - настоящий журналист со всеми сопутствующими плюсами и минусами. Не все мне в его работе нравится (особенно копание в родственных связях и личной жизни своих героев), не со всеми его подходами согласен.

Но в отличие от анонимных телеграм-каналов Козачков всегда выступает с открытым забралом, не прячется и не дает прятаться оппонентам.

Никому не позволено нарушать закон и все действия любого гражданина, будь это журналист, будь это политик, будь это полицейский, кто угодно. Они не должны нарушать закон! Точно так же и в отношении Козачкова: закон не должен нарушаться. У него есть право на защиту, у него есть право на презумпцию невиновности, и мы, я сам, как гражданин, безусловно, буду наблюдать (за делом журналиста. - Ред.). Я об этом у себя в телеграм-канале написал, мы будем наблюдать, будем мониторить ход ситуации, поскольку подозрение заявлено очень серьезное. Точно так же и у журналиста есть право на защиту своей работы и своей точки зрения.

Снежанна ИМАШЕВА, депутат мажилиса:

- Я читаю Козачкова, читаю его телеграм-канал, его статьи в газете “Время”, это смелый и яркий журналист. В последнее время он отметился рядом критических статей в адрес Верховного суда, правоохранительных органов, того же АФМ, Генеральной прокуратуры. В чем сейчас его подозревают - это очень серьезные подозрения. Я надеюсь, что правоохранительные органы в ситуации с журналистом все-таки будут разбираться с особой тщательностью. Главное, чтобы с их стороны это не было банальной местью за его публикации!

В отношении журналистов все должно расследоваться очень тщательно, в соответствии с законом и только на доказательствах, добытых законным способом. В любом случае виновен или не виновен Михаил Козачков, конечно же, будет определять суд. Он будет ставить последнюю точку, и он даст оценку его деяниям.

Мне будет очень жаль, если подозрения правоохранительных органов подтвердятся. Жалко было бы терять такого профессио­нала в журналистике. Очень хочу, чтобы подозрения не нашли подтверждения.

Аманжал ЖАМАЛОВ, депутат мажилиса:

- Мы всегда говорим, что есть три ветви власти. Но у нас есть еще четвертая ветвь власти - СМИ. Поэтому правоохранительным органам надо быть предельно осторожными при задержании и предъявлении обвинений четвертой власти. Власти, может быть, более значимой, чем первые три! “Разглашение информации”, “использование информации” - все это можно предъявить любому человеку, ну а для журналистов это просто работа. Их профессия - находить новости, выявлять нарушения, расследовать происходящие в обществе события, какой бы характер они ни носили. И чем он известнее своими разоблачениями, скандальными расследованиями, тем выше рейтинг журналиста.

Понятно, что информация на дороге не валяется и эту информацию не всегда получают корректными способами. Но если деятельность Козачкова связана с нарушением закона, это одно, а если она все-таки связана с его профессиональной деятельностью и ни к каким статьям ее нельзя отнести, то, я думаю, его надо освободить. Следствие должно конкретно разобраться и отделить мух от котлет.

В журналистском сообществе любое подобное происшествие всегда воспринимается с большой тревогой. Поэтому следствию сейчас надо быть вдвойне осторожным. Раз уж решились на этот шаг, у них действительно для этого должны быть весомые причины. Они должны это черным по белому расписать, чтобы общество не сомневалось, что журналист действительно нарушил закон.

Ерлан САИРОВ, депутат мажилиса:

- Михаил Козачков поднимает важные, актуальные темы в своих статьях. Профессия журналистов сопряжена с тем, что они должны быть в курсе многих событий и теневых сторон жизни. Она связана с рисками, где грань между законом и нарушением закона очень тонкая. Поэтому для журналистов должны быть определенные преференции. Я знаю Михаила как очень хорошего специалиста и хорошего человека. Таких специалистов у нас в Казахстане практически нет. Последние 3-4 года журналистские расследования в нашей стране связаны с фамилией Козачкова.

Очень многие стороны нашей действительности раскрывал Михаил. Многие решения принимались на основе его статей, после которых восстанавливалась справедливость. Поэтому для меня был шоком и неожиданностью такой поворот событий. Это дело нужно рассматривать не только с точки зрения закона и права, но и с точки зрения профессиональной журналистики. Мы будем добиваться, чтобы расследование было открытым и беспристрастным. Я на днях напишу письмо на имя председателя АФМ.

Артур ПЛАТОНОВ, журналист, парламентарий, член комиссии по правам человека при президенте:

- Мне чисто по-человечески очень не хотелось бы, чтобы эти факты (обвинения Козачкова. - Ред.) подтвердились, потому что, на мой взгляд, Михаил очень способный человек. Важно, чтобы тщательно разобрались в этом деле, чтобы все было по закону. В этих (силовых. - Ред.) структурах еще остались замашки, когда они мыслят как бы по вертикали, думая, что они круче и поэтому могут закрывать глаза на какие-то юридические нюансы. Есть понятие “презумпция невиновности”.

Вся аргументация должна быть изучена и принято законное решение. Сейчас говорят, что были нарушены процессуальные нормы. Если это так, необходимо, чтобы прокуратура дала оценку этим нарушениям. Если такие нарушения допускаются, то это нес­колько подмывает позицию тех, кто обвиняет.

Тимур ЕЛЕУСИЗОВ, председатель движения Kaz Eco Patrul, член политсовета партии “Байтак”:

- Я лично не знаком с Михаилом, но читаю его телеграм-канал - всегда острые и злободневные публикации. Поэтому для меня новость о его задержании стала большой неожиданностью. И то, как его задержали, и то, как происходил обыск в квартире Козачкова, судя по тому, что писали в соцсетях его друзья и адвокаты, свидетельствует о нарушениях, что в принципе недопустимо в правовом государстве.

Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека:

- Всегда, когда происходит задержание журналистов, правозащитников, пред­ста­вителей политической оппозиции в авторитарных режимах, где нет четкого разделения властей, рассчитывать на то, что будут соблюдены все права на справедливый судебный процесс, который включает в себя и стадию досудебного расследования, не приходится. И когда мы сталкиваемся с такими задержаниями, у общества всегда возникают подозрения и сомнения, что власти действуют добросовестно, с соблюдением прав и руководствуются исключительно принципами верховенства права, а не какими-то иными соображениями. И каждый раз смотришь на это все под таким углом сомнений и подозрений.

Естественно, мы не имеем доступа к материалам, которые послужили основанием для задержания Козачкова, и не можем судить, насколько это было обос­нованно. Но первые шаги АФМ все эти подозрения стали формировать. Первое, что бросилось в глаза, - это пресс-релиз АФМ.

Как правильно отметил фонд “Адил соз”, мы уже наблюдаем, как ставится под сомнение принцип презумпции невиновности. Можно заявлять, что вы подозреваете человека в совершении преступлений, но! Как только вы начинаете это делать в утвердительной форме… Вы не можете так утверждать, пока нет вступившего в законную силу обвинительного приговора суда, в котором все эти факты были бы подтверждены и все доказательства приняты.

И второе. Если судить по заявлениям адвокатов Михаила, совершенно очевидны грубейшие нарушения права на справедливый судебный процесс в части допуска адвокатов к проведению следственных мероприятий. Право на защиту закреплено в Конституции и в международном пакте о гражданских и политических правах.

Возможно, у АФМ и есть какие-то факты, позволяющие подозревать Козачкова в совершении каких-то преступлений. Но то, как они действуют в части выпущенного пресс-релиза и недопуска к нему адвокатов, очевидно, что его права уже нарушены. И это вызывает определенные подозрения.

Жандос МЕДИМАНОВ, житель Туркестанской области:

- Я бывший военнослужащий (из-за того, что я отказался дать взятку командиру на продление контракта в ВС МО РК). Про­явил свою граж­данскую позицию против коррупции. Мои обращения были опубликованы в статьях газеты “Время” и телеграм-канале у Михаила Козачкова в 2021 году. Безмерно благодарен редакции газеты “Время” и лично господину М. Козачкову за оказанную информационную поддержку. Я - за Справедливый Казахстан!

Тогжан КОЖАЛЫ, директор общественного благотворительного фонда “HAQ”:

- Считаю, что задержание Михаила Козачкова - это правовой беспредел. Журналист имеет право выражать любую точку зрения, которая не противоречит закону.

На мой взгляд, деятельность Михаила никак не шла вразрез с законами о СМИ и УК.

Нам всем сейчас нельзя молчать, когда органы власти идут на беспредел и недемократичность.

Мы должны отстаивать наше право жить в правовом государстве.

Тогжан ГАНИ, Владислав ШПАКОВ, Лэйла ТАСТАНОВА, Руслан БАХТИГАРЕЕВ

Поделиться
Класснуть