1500

Кто мутит воду на топливном рынке?

Дизельного топлива в Казахстане производится все больше, но потребителю оно обходится все дороже. Экспорт его серьезно сократился, но внутреннему рынку большой пользы это не принесло. Об этом говорят данные, обнародованные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам.

Кто мутит воду на топливном рынке?

Как сообщает со ссылкой на бюро портал EnergyProm.kz, за период с января по октябрь текущего года в стране произвели 4,6 млн тонн дизельного топлива - на 9,7% больше, чем годом ранее. На конец августа местные компании обеспечили спрос (реализацию на внутреннем рынке плюс экспорт) на дизтопливо на 99,3% против 97,3% за такой же прошлогодний период, а производство за эти же месяцы сложилось на 7,9% больше (3,6 млн тонн).

Отмечается, что импорт и экспорт дизельного топлива были ожидаемо незначительны: лишь 23,8 тыс. тонн (в 3,9 раза меньше, чем годом ранее) и 60,5 тыс. тонн (в 3,4 раза меньше) соответственно. При этом реализация солярки на внутреннем рынке составила 3,6 млн тонн - на 10,5% больше, чем в прошлом году.

Однако при указанном росте производства, более чем трехкратном уменьшении экспорта дизтоплива и незначительном увеличении его потребления внутри страны цены на него в Казахстане выросли на 12,5% за год. Летнее дизтопливо подешевело на 1,3%, но зимнее подорожало сразу на 30,7%.

По данным Бюро нацстатистики, сильнее всего рост цен на дизельное топливо ощутили жители Актюбинской области - на 27,9% за год. В тройке антилидеров также оказались Абайская (плюс 24,6%) и Восточно-Казахстанская (плюс 24,4%) области. Наименьшее годовое удорожание было зарегистрировано в Алматинской области - на 0,5%. В Шымкенте, Жамбылской и Жетысуской областях цены остались на уровне октября прошлого года. В Туркестанской области дизтопливо подешевело на 1,8%.

Все это не очень укладывается в контекст летнего топливного кризиса, который власти связывали с повышением спроса на солярку со стороны владельцев больше­грузного транзитного транспорта из соседних стран. Более того, 22 августа вступил в силу приказ Министерства энергетики о предельных ценах на розничную реа­лизацию нефтепродуктов. Тогда произошло удорожание стоимости дизтоплива для оптовых потребителей с 250 до 440-450 тенге за литр. Но данные бюро говорят о том, что потребление в тот период выросло не критически.

При этом с марта 2022 года ставки акцизов на дизельное топливо при оптовой реализации возросли с 540 до 35 726 тенге за тонну. В начале ноября член комитета по аграрным вопросам мажилиса Айкын КОНУРОВ, выступая с депутатским запросом, сообщил, что годовая потребность дизтоплива в Казахстане для проведения посевной и уборочной кампаний составляет порядка 700 тыс. тонн. Соответственно, в виде акциза отечес­твенные сельхозтоваропроизводители, а потом и конечный потребитель переплачивают более 24 млрд тенге.

Депутаты предложили правительству вернуть размер ставки акциза на период весенних и осенних полевых работ до 540 тенге за тонну. Во вторник, 22 ноября, когда корреспондент “Времени” обратился в мажилис за комментарием, правительство еще не ответило на данную инициативу парламента.

Вместе с тем стало известно, что сразу две сети автозаправочных станций попались на создании искусственного дефицита дизельного топлива. Шымкентский департамент Агентства по защите и развитию конкуренции проверил факты, вызвавшие общественный резонанс в социальных сетях, речь шла об АЗС SINOOIL и “Гелиос”. Выяснилось, что там действительно необос­нованно ограничивали реализацию солярки, что противоречит Предпринимательскому кодексу. В связи с этим департаментом в шымкентские филиалы ТОО “SINOOIL” и ТОО “Гелиос” направили уведомления.

Владислав ШПАКОВ, Астана

Поделиться
Класснуть