3371

Ограничили в свободе

Экс-министра здравоохранения Елжана БИРТАНОВА и его бывшего заместителя Олжаса АБИШЕВА суд признал виновными в превышении должностных полномочий и назначил 5 и 4 года ограничения свободы соответственно. Суд также обязал обоих выплатить в пользу государства более 1,3 млрд тенге в равных долях. По обвинению в незаконном использовании борта санавиации Биртанова оправдали.

Ограничили в свободе

Приговор

- Суд приговорил Биртанова Елжана Амантаевича признать невиновным в совершении уголовного правонарушения, преду­смотренного частью 3 статьи 361 Уголовного кодекса - по эпизоду использования воздушного судна санитарной авиации - и оправдать за отсутствием в его действиях состава уголовного правонарушения, - отметил, оглашая приговор, судья столичного Сарыаркинского районного суда №2 Ибрагим АЛЬКЕНОВ.

Напомним: Биртанов обвинялся в том, что в июне 2020 года, находясь в командировке, сдал тест на COVID-19 и, получив отрицательный результат, не обращаясь за медицинской помощью в медучреждения Жамбылской области, дал незаконное указание сотрудникам Национального центра экстренной медицины организовать его транспортировку из Тараза в Астану на борту санавиации. Это, по мнению гособвинения, повлекло ущерб государству в размере 5,5 млн тенге.

После слов судьи зал разразился аплодисментами и восторженными взвизгами сторонников Биртанова. Но рано они радовались.

- Елжана Биртанова и Олжаса Абишева признать виновными в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 части 4 статьи 361 Уголовного кодекса, и назначить наказание Биртанову в виде ограничения свободы на пять лет, Абишеву - в виде ограничения свободы сроком четыре года, - сообщил судья.

Вместе с тем он постановил установить за осужденными пробационный контроль, а также пожизненно лишить права занимать должности на госслужбе, судьи, в органах местного самоуправления, в Национальном банке и его ведомствах, в уполномоченном органе по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, в госор­ганизациях и субъектах квазигосударственного сектора.

- Возложить на осужденных обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 44 Уголовного кодекса, не менять постоянное место жительства, работы без уведомления уполномоченного госоргана, осуществляющего контроль за поведением осужденных. В свободное от работы время не покидать место жительства, не выезжать в другие местности без уведомления уполномоченного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Уголовного кодекса привлечь Абишева к принудительному труду по 100 часов ежегодно в течение всего срока отбывания основного наказания, - огласил приговор Алькенов.

После вступления приговора в законную силу Биртанова и Абишева освободят из-под домашнего ареста.

- Время содержания под стражей Биртанова с 30 октября до 6 ноября 2020 года зачесть в срок наказания: один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в виде ограничения свободы. Время содержания под домашним арестом с 6 ноября 2020 года до вступления приговора в законную силу зачесть в срок наказания за счет отбывания домашнего ареста за один день ограничения свободы, - пояснил судья.

Время содержания Абишева под стражей с 1 августа до 6 ноября 2020 года зачтут в срок наказания из расчета один день содержания под стражей за два дня отбывания наказания в виде ограничения свободы. А время его содержания под домашним арестом с 6 ноября 2020 года до вступления приговора в законную силу зачтут в срок наказания из расчета два дня домашнего ареста за один день ограничения свободы.

Судья Алькенов также постановил в соответствии с частью 2 статьи 49 Уголовного кодекса внести представление президенту страны о лишении Елжана Биртанова госнаграды - ордена “Курмет”.

- Гражданский иск Министерства здравоохранения удовлетворить частично: взыскать с Биртанова и Абишева в солидарном порядке в пользу Минздрава материальный ущерб в размере 1 млрд 350 млн 123 тыс. 129 тенге. Взыскать с Биртанова и Абишева госпошлину за удовлетворение гражданского иска с каждого по 20 млн 251 тыс. 846 тенге 93 тиына в доход государства.

Установить Биртанову и Абишеву трехмесячный срок со дня вступления приговора в законную силу для добровольного исполнения приговора в части гражданского иска, по истечении которого иск подлежит принудительному исполнению.

Гражданский иск Министерства здравоохранения в части взыскания с Биртанова материального ущерба в размере 5 млн 503 тыс. 721 тенге 40 тиынов за использование судна санавиации оставить без рассмотрения, - сообщил служитель Фемиды.

Вот так пока завершилось одно из громких уголовных дел последнего времени. К слову, осужденные намерены обжаловать приговор.

Аргументы

Разъясняя приговор, судья подчеркнул, что по эпизоду “использование воздушного судна санитарной авиации” Елжан Биртанов оправдан, так как суд не усмотрел в его действиях состава уголовного правонарушения.

- По второму эпизоду (злоупот­ребление должностными полномочиями. - Л. Т.): Елжан Биртанов вместе с Олжасом Абишевым приняли нерабочую платформу по цифровизации Министерства здравоохранения, подписали акт выполненных работ, тогда как данная работа фактически не была выполнена. В результате их незаконных действий 1,3 млрд тенге бюджетных средств перечис­лено в пользу хорватской компании, тем самым факт злоупотребления должностными полномочиями в пользу третьих лиц доказан. Эта сумма повлекла тяжкие последствия для государства. Их вина доказана материалами уголовного дела, заключениями экспертиз, показаниями свидетелей. В настоящее время платформа не функционирует. Суд считает достаточной совокупность исследованных доказательств для признания подсудимых виновными по данному эпизоду уголовного дела. При назначении наказания судом учтено наличие у Биртанова троих несовершеннолетних детей и у Абишева - несовершеннолетнего ребенка с инвалидностью, - сказал судья.

При этом он подчеркнул, что деньги, перечисленные на счет третьих лиц и повлекшие материальный ущерб для государства, “непосредственно осужденными похищены не были”.

- Но перечисление осуществлено в результате преступных действий осужденных. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к выводу о назначении осужденным наказания в виде ограничения свободы, - заключил председательствующий.

Переквалификация

Судебная эпопея с делом Биртанова длилась почти два года. В июне 2020-го его освободили от должности министра здравоохранения, а 30 октября того года задержали. С того дня он находился под стражей, а с 6 ноября - под домашним арестом. Суд несколько раз продлевал арест и отказывал в освобождении даже после того, как гособвинители переквалифицировали дело с “хищения” на “злоупотребление полномочиями”.

Олжаса Абишева взяли под стражу 1 августа 2020 года. Как и Биртанова, его изначально подозревали в хищениях, но позже предъявили обвинения лишь за злоупотребление полномочиями.

На протяжении всего судебного разбирательства ни Биртанов, ни Абишев свою вину не признавали и вместе с защитниками неоднократно заявляли о процессуальных нарушениях. В результате судья Алькенов удовлетворил их ходатайства и вернул прокурору уголовные дела подсудимых “для устранения существенных нарушений уголовного процессуального законодательства”.

Прокурорская версия

По версии обвинения, которое было оглашено в минувшем июне, Минздрав в декабре 2015 года заключил контракт с хорватской фирмой Ericsson Nikola Tesla стоимостью 17,8 млн долларов на поставку информационной платформы в течение одного года. Однако за оговоренный год платформу создать не успели. В октябре 2016 года и в июне 2017-го Минздрав дважды продлевал сроки контракта с поставщиком.

- Биртанов и Абишев обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями путем заключения договора на завершение работ по платформе “Информатизации и интероперабельности информационных систем здравоохранения” без проведения конкурса госзакупок, введения пилотной эксплуатации и приемки платформы, работы по которой не завершены, ввода в опытную и промышленную эксплуатацию платформы при ее неработоспособности, повлекших причинение ущерба государству в размере 1 млрд 548 млн 136 тыс. тенге, или 4 млн 177 тыс. долларов, - заявил тогда гособвинитель - прокурор Сарыаркинского районного суда №2 Астаны Бауржан ШЕКЕНОВ.

По его словам, в результате действий Биртанова и Абишева государство утратило право взыскания банковской гарантии на сумму 4 млн 660 тыс. долларов.

Как следует из материалов дела, тогдашний вице-министр здравоохранения Алексей ЦОЙ письменно доложил Биртанову, что поставщик не успеет до 1 ноября 2017 года завершить работы по платформе, и предложил взыскать с поставщика штраф в размере 10 процентов от суммы контракта - 2 226 571 доллар.

- Министр Биртанов, опасаясь своей непосредственной ответственности перед руководством страны за неосвоение бюджетных средств, в ноябре 2017 года дал указание вице-министру Цою подписать акты выполненных работ и принять платформу в полном объеме, - заявил прокурор.

Цой, по версии обвинения, отказался исполнять указ министра и принять незавершенную платформу. В итоге выделенные 2,9 млрд тенге остались неосвоенными и были возвращены в госбюджет.

Правительство приняло решение запустить платформу в декабре 2018 года.

- На завершение платформы к указанному сроку Биртанов принял решение направить заявки на дополнительное выделение 6,8 млн долларов, или 2,9 млрд тенге, из средств республиканского бюджета. 6 июня 2018 года для беспрекословного выполнения своих незаконных указаний Биртанов обеспечил назначение своего знакомого Абишева на должность вице-министра здравоохранения по вопросам цифровизации. 11 декабря 2018 года Абишев, исполняя незаконные указания министра Биртанова, выдал сертификат об успешном завершении пилотной эксплуатации платформы. При этом все работы по платформе не были выполнены, - зачитал обвинение прокурор.

Свидетельские показания

Впоследствии Алексей Цой выступил на суде в качестве свидетеля.

Он подтвердил, что Ericsson Nikola Tesla постоянно просила продлить сроки контракта, и главе Минздрава об этом докладывали:

- У нас были и совещания на уровне министра, и письменно ему докладывали, и устно говорили. Он был в курсе всех событий. Он полагался на мнения экспертов. Говорил: “Реализуйте, работайте, ускоряйтесь”.

Любопытен такой эпизод. В ходе одного из судебных заседаний Биртанов спросил у своего бывшего зама:

- В 2017 году давал ли я вам поручение принять и подписать акты выполненных работ компании Ericsson Nikola Tesla на весь объем обязательств по разработке и поставке платформы?

- Нет, не давали, - ответил Цой.

Таким образом, он фактически опроверг слова прокурора, что Биртанов якобы “в ноябре 2017 года дал указание вице-министру Цою подписать акты выполненных работ и принять платформу в полном объеме”.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть