Опасная лояльность
С 2016 года в Казахстане значительно снизили требования к качеству подготовки водителей, что привело к росту аварий и смертей на дорогах. В этой связи депутаты предложили ужесточить правила получения водительских прав.
- Ежегодно у нас в стране происходит свыше 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут более 2 тысяч человек и свыше 18 тысяч получают травмы. Дорожно-транспортный травматизм является основной причиной смертности детей в возрастной группе 5-14 лет, - заявила депутат Гульдара НУРУМОВА, оглашая запрос на имя первого заместителя премьер-министра Романа СКЛЯРА.
В этом году, по ее словам, количество ДТП выросло еще на 9 процентов, и 95 процентов всех ДТП происходят по вине водителей.
- С начала года полицией пресечено свыше 4,5 млн нарушений. Это говорит о низкой компетентности тех, кто управляет автотранспортом. Во многом такому положению дел способствовало поэтапное снижение требований к качеству подготовки водителей, - подчеркнула Нурумова.
С 2018 года для открытия учебных центров не требуется получения лицензий и разрешений. Сейчас обучение проводят 747 учебных центров.
В результате учебный процесс подготовки водителей начал проходить формально.
- Функции регистрационно-экзаменационных подразделений по проведению теоретических и практических экзаменов в 2019 году передали госкорпорации “Правительство для граждан”. Следствием этого стала низкая доступность автоматизированных автодромов при спеццонах, которых в стране всего 17, и находятся они только в областных центрах, - возмутилась Гульдара Нурумова.
Все эти факторы, продолжила она, плюс большая очередность являются причинами поиска незаконных путей получения водительских прав и роста коррупционных правонарушений.
Нурумова требует провести ревизию государственных стандартов и правил подготовки водителей, предусмотреть контроль и ответственность автошкол с привлечением к его осуществлению профессиональных объединений, а также палаты предпринимателей “Атамекен”.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана