Мировой дорожный позор
В рейтинге по качеству автотрасс Казахстан среди 141 страны занимает 93-е место, уступая Кении и Танзании
При этом ответственное за состояние дорог ведомство - Министерство индустрии и инфраструктурного развития - уверяет, что 90 процентов республиканских дорог находится (плакать или смеяться?) в нормативном состоянии! Правда, у депутатов мажилиса иное мнение на этот счет, что не может не внушать хоть какой-то оптимизм...
Министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ в своем выступлении в ходе правительственного часа в мажилисе доложил, что перед профильным министерством стоит задача: в 2025 году довести абсолютно все республиканские дороги до нормативного состояния, по дорогам местной сети этот показатель должен составить 95 процентов.
- Сегодня в нормативном состоянии находятся 90 процентов дорог республиканской сети и 80 процентов дорог местной сети. Из республиканского бюджета на развитие автодорожной отрасли на 2022 год выделено 603 млрд тенге. Согласно поручению главы государства мы должны завершить все ранее начатые проекты.
В автодорожной отрасли таких проектов 17 общим охватом 4 тысячи километров и сроком реализации до 2024 года, - рассказал глава МИИР.
Эти цифры проанализировал мажилисмен Альберт РАУ и, образно говоря, развел руками:
- Требуются строительство, реконструкция и ремонт 12 тысяч километров республиканских автодорог на сумму 4,2 трлн тенге, а это почти 50 процентов дорог. Хотя, по информации МИИР, 90 процентов автодорог уже в удовлетворительном состоянии…
В нацпроекте “Сильные регионы - драйвер развития страны”, напомнил депутат, декларируется: все автодороги республиканского значения, 100 процентов, довести до хорошего и удовлетворительного состояния к концу 2025 года!
- Вызывает сомнение реальность и достоверность достижения данных целей, так как реализация порядка 18 из 40, или 45 процентов, предусмотренных проектов запланирована только с 2025 года. Получается, что в течение одного 2025 года предстоит реализовать такие крупные проекты, как реконструкция автодороги Караганда - Успенка - граница России, строительство автодороги Шалкар - Бозой - граница Узбекистана. А к реализации транспортного коридора Астана - Коргалжын - Торгай - Ыргыз еще даже не приступали, при этом на проектирование затратили 3 млрд тенге, - разложил по полочкам суть задач Рау.
Обратил он внимание и на замечания Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о пролонгации международных займов, что приводит к сильному удорожанию проектов за счет курсовой разницы и выплаты процентов. К примеру, по проекту Западная Европа - Западный Китай заем продлевался четырежды.
“Проехался” депутат Рау и по местным дорогам:
- По данным МИИР, в удовлетворительном состоянии 80 процентов дорог местного значения. Однако проведенный анализ показал, что лишь 18 тысяч километров, или 26 процентов, местных дорог имеют асфальто-бетонное покрытие. А остальные 52 тысячи, или 74 процента, - с покрытием из гравия, щебенки и грунта. И это означает размытые дороги в осенне-весенний период, высокую запыленность в летний период.
- Как министерством был рассчитан показатель 80 процентов удовлетворительного состояния местных автодорог?! - снова выразил недоумение мажилисмен.
Еще более сокрушительной была критика качества наших дорог. Ссылаясь на данные рейтинга Всемирного экономического форума, парламентарий сообщил, что по этому показателю Казахстан занимает 93-е место среди 141 страны мира.
- В этом рейтинге Кения и Танзания, они расположены выше, чем Казахстан, - тяжело вздохнул Альберт Рау. - У нас до сих пор не хватает битума. Дефицит дорожного битума в 2022 году составляет 200 тысяч тонн. Это позор для страны, которая добывает нефть в больших объемах!
Еще одна из причин плохих дорог - качество проектирования и слабая работа местных служб технического надзора, некомпетентность и безответственность специалистов, заявил депутат. По его словам, в региональных отделах и управлениях ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог только около десяти процентов сотрудников имеют диплом по специальности автодорожной отрасли.
- Там, где большие деньги, там и большие соблазны! Согласно данным антикоррупционной службы, одной из причин низких показателей является коррупционная составляющая на всех этапах строительства и ремонта автодорог. При этом если в 2021 году в производстве антикора было 18 досудебных расследований, то только за первое полугодие 2022 года зарегистрировано 15 коррупционных правонарушений. То есть наблюдается рост правонарушений в данной сфере, - подытожил Рау.
Многие депутаты в ходе сессии вопросов-ответов обратили внимание на плохое качество дорог в Западно-Казахстанской области.
- После критики главы государства работы на республиканских трассах Орал - Жанибек и Онеге - Бисен - Сайхин в Западно-Казахстанской области были усилены. На сегодняшний день отремонтировано 135 километров из 248. Таким образом, до конца текущего года движение будет открыто на 54 процентах дорог, - рассказал министр.
В Западном Казахстане проводят капитальный ремонт на дорогах Казталовка - Жанибек - граница России и Униге - Бисен - Сайхин общей протяженностью 248 километров. В прошлом году открыли движение на 55 километрах, в этом планируют открыть еще на 80.
- В процессе проектирования находится три новых проекта: Атырау - Уральск с юго-западным обходом Уральска, Жезказган - Караганда и Актобе - Улгайсын. Завершение проектных работ планируется в 2024 году с последующим началом строительно-монтажных работ, - сообщил Ускенбаев.
Наряду с этим он рассказал о платных дорогах. На данный момент протяженность платных участков составляет 2,2 тысячи километров, которые принесли в бюджет страны с начала этого года 4 млрд тенге.
- В связи с многочисленными обращениями пользователей местного грузового транспорта Кызылординской области вносятся изменения в приказ в части внедрения в стране на платных дорогах годового абонемента по цене 350 тысяч тенге в год. Для дальнейшего перевода автодорог на самосодержание платность планируется ввести на участках автодорог второй категории протяженностью 2,5 тысячи километров после приведения их в нормативное состояние, - проинформировал Ускенбаев.
В целом до 2025 года по мере завершения реконструкции участков дорог МИИР собирается поэтапно сделать платными еще 11 тысяч километров автодорог.
Обсуждая проблему качества дорог, депутаты подчеркнули, что к большому износу дорожного полотна приводят большегрузные автомобили, вес которых зачастую превышает нормативный, поскольку эти автогиганты умудряются “объезжать” пункты взвешивания. Решить эту проблему, по мнению Ускенбаева, может только цифровизация.
- Программа “Сергек” сейчас работает, ее модель более-менее понятна, она может быть применима. Однако условия, которые они (управляющие “Сергеком”. - Л. Т.) выставляют, для нас не совсем приемлемые. Поэтому заодно мы ведем переговоры и с другими IT-компаниями. Наша задача - привлечь частные ресурсы, государство не должно тратиться, - считает министр.
По его словам, решить проблему с проездом большегрузов помогут современные технологии, когда в асфальт монтируются специальные датчики, а к ним присоединяют видеорегистраторы, которые будут фиксировать номера машин.
- Чтобы мы завтра, как “Сергек”, автоматически высылали эти “письма счастья” о нарушениях и выписывали штрафы. До конца этого года точно не будет. В следующем году постараемся полностью внедрить эту систему, - заключил Ускенбаев.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана