1685

Кривая дорога

Автошколы и станции техосмотра машин работают как им хочется

Кривая дорога

В правительстве по полочкам разложили причины высокой аварийности в стране, а глава МВД Марат АХМЕТЖАНОВ назвал топ смертельных дорог Казахстана, требующих от водителей предельного внимания и осторожности.

Год аварий?

Премьер-министр Алихан СМАИЛОВ предложил обсудить тему безопасности дорог после недавней страшной аварии, в которую попала бригада из 11 врачей медцентра Жезказгана. И, похоже, глава МВД был даже рад тому, что указанная тема вышла на первый правительственный план: он захватил с собой на заседание множество слайдов с кровавой статистикой, зачитал длинный доклад с цифрами, с которыми не поспоришь, и сделал ворох предложений.

Министр выделил три самые опасные дороги, на которых чаще всего происходят жуткие ДТП:

- Критическое положение на участках автодорог Западная Европа - Западный Китай, Алматы - Ташкент в Жамбылской области, Уральск - Атырау в Западно-Казахстанской и Атырауской областях. На эти участки приходится 64 процента от общего количества погибших в ДТП (169)! Основные причины - выезд на полосу встречного движения и превышение скорости.

По его словам, именно на загородные трассы приходится основное количество тяжелых аварий. Например, на автодороге Алматы - Екатеринбург минувшим летом погиб 21 человек.

Если говорить в разрезе регионов, то высокий уровень аварийности, как и прежде, в Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. На эти регионы приходится 56 процентов всех ДТП в Казахстане! Только за прошедшие выходные (1-2 октября) в стране произошло более 70 ДТП, в которых погиб 21 и получили ранения 84 человека.

А если отследить ситуацию с начала этого года, то в стране произошло на 1000 аварий больше, чем за такой же период прошлого года. При этом больше на 200 погибших и на 1500 раненых.

Водители расслабились...

Первой причиной роста числа аварий Ахметжанов назвал низкую дисциплину граждан, севших за руль. С начала года полиция задержала 17,5 тысячи пьяных водителей, лишила прав 20 тысяч шоферов и оштрафовала 188 тысяч пешеходов. В общей сложности в стране совершено 4,5 млн нарушений ПДД. Есть среди них особая категория - 71 тысяча злостных нарушителей, каждый из которых за неполный год совершил до 150 нарушений.

- Такому положению дел во многом способствовало снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей. Для их открытия с 2018 года не требуется получение лицензий и разрешений. В 2020 году прекращен госконтроль за их деятельностью. Еще исключена адмответственность за некачественную подготовку. Это привело к тому, что зачастую учебный процесс проводится формально, - констатировал министр.

Сейчас обучение ведут 747 учебных центров. В большинстве из них нет необходимой матбазы.

…машины стареют...

Вторая причина всплеска аварий на дорогах - рост автопарка страны. С 2019 года количество автотранспорта возросло с 3,9 млн до 5 млн единиц с учетом автомашин с иностранной регистрацией (их у нас 300 тысяч).

- При этом автопарк стареет. Срок эксплуатации более 50 процентов машин в стране превышает 20 лет. На этом фоне не обеспечивается должный конт­роль за техническим состоянием автотранспорта. После снижения требований к открытию центров техосмотра распространилась практика выдачи фиктивных талонов о его прохождении! - посетовал он.

Так, в 2016 году был изменен порядок открытия центров с лицензирования на уведомление, а в 2018 году отменен предразрешительный контроль при подаче уведомления на данную деятельность. Глава МВД рассказал, что недавно антикоррупционная служба ликвидировала ОПГ, которая продала 350 тысяч таких документов на общую сумму 600 млн тенге.

Интересно, что за последние четыре года количество машин, не прошедших техосмотр, снизилось в два раза. И это вызывает у министра сомнения:

- Ведь полиция привлекла 106 тысяч водителей за управление транспортом, не отвечающим требованиям технических регламентов.

…дороги - никакие

И только на третье место среди причин аварийности глава МВД поставил состояние дорог и дорожную инфраструктуру. Он отметил, что во многих населенных пунктах нет тротуаров, пешеходных переходов и освещения. Что касается автоматических камер фиксации нарушений ПДД, то их в республике всего 17 тысяч.

- В масштабах страны этого количества крайне недостаточно. В Северо-Казахстанской области имеется всего 43 камеры фиксации! - после этих слов Ахметжанов сделал многозначительную паузу - видимо, для того, чтобы члены кабмина обратили внимание на проблему. - Не превышают 100 единиц они в Павлодарской, Кызылординской, Мангистауской, Акмолинской, Западно-Казах­станской и Туркестанской областях.

Он предложил акимам внедрить систему “қорғау” во всех крупных населенных пунктах. Эта программа позволяет выявлять автомобили с подложными номерами, без страховки, находящиеся в розыске, систематически нарушающие ПДД и не оплачивающие штрафы (без этой программы надо останавливать все автомашины и проверять документы). С ее помощью уже выявлено 604 факта использования подложных номеров, установлены 1600 граждан, лишенных водительских прав.

Министр призвал решить и вопрос оборудования специализированных стоянок, куда отправляют эвакуированные машины за нарушения:

- В регионах штрафстоянок не хватает. В столице две коммунальные стоянки вместимостью всего полторы тысячи машин переполнены. По одной такой стоянке в Актюбинской и Атырауской областях, а в Караганде она и вовсе отсутствует! В результате изъятый автотранспорт, а также эвакуированный с мест ДТП хранится в нарушение требований на территориях отделов полиции!

Узкое горлышко

Еще одна причина высокой аварийности - параметры дорог. Сейчас дороги первой категории - с четырьмя и более полосами движения - протяженностью всего 3 тысячи километров. Это лишь 2 процента в масштабе страны! Остальные дороги построены по старым госстандартам - они двухполосные, и ширина их не превышает 7 метров. Спикер попросил акимов расширить все эти дороги.

Остановился он и на придорожной инфраструктуре. Министр считает, что из-за отсутствия кемпингов, мест отдыха, пунктов питания водители вынуждены управлять транспортом без сна и отдыха, подвергая себя и других риску.

- С начала года зарегистрировано 800 случаев опрокидывания транспорта (361 погибший), 1195 попутных и 1250 лобовых столкновений. Основная причина - сон за рулем, - указал он.

Что касается скоростного режима, то сейчас на платных участках дорог установлено 106 камер. Но только шесть из них фиксируют... скоростной режим. Это на трассе Астана - Бурабай.

- Этого крайне мало! Эффективным решением является использование патрульных автомобилей с автоматическими радарами и камерами. Сейчас имеется всего 60 таких машин. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и области Жетысу такие установки не приобретены, - пожаловался главный полисмен страны.

Премьер разбушевался?

Смаилов, обычно кратко комментирующий спикеров, в этот раз после услышанного и увиденного был весьма рассержен. Он привел мировой рейтинг дорожной безопасности, в котором Казахстан плетется в хвосте - 107-е место. По его словам, “вероятность погибнуть от дорожно-транспортных происшествий у нас в 11 раз выше, чем в развитых странах”.

- Это очень серьезная ситуация, которую надо исправлять! В первую очередь необходимо изменить подходы к деятельности автошкол. Нет достаточной сети автодромов, где можно получить первые навыки вождения. Акиматам надо рассмотреть этот вопрос совместно с бизнесом. Не возобновлено обучение детей в школах правилам дорожного движения. Есть серьезные вопросы к качеству проведения техосмотров автомашин. И одной из причин аварийности является ненадлежащая дорожная инфраструктура - население постоянно жалуется на качество дорог, - с хмурым лицом глаголил премьер.

Он поручил Мининдустрии и инфраструктурного развития усилить наказание операторов станций техосмотра за фиктивные проверки машин и повысить контроль за состоянием дорог. Минюсту - рассмотреть вопрос ответственности автошкол за некачественную подготовку водителей и ужесточить наказание злостных нарушителей ПДД. Акиматам велено расширять сети камер фиксации нарушений.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

(Продолжение темы - в материале "Двойка по рисованию")

Поделиться
Класснуть