1846

Завтра большого города

По прогнозам экспертов, уже к 2030 году алматинцев станет четыре миллиона! При этом плотность населения превысит 3,7 тысячи человек на квадратный километр. Понятно, что для комфортной жизни такого мегаполиса нужны кардинально новые решения в его менеджменте. Именно поэтому акимат Алматы за пять месяцев разработал, а теперь представил новую Программу развития города до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года.

Завтра большого города

Алматинцы будут жить в полицентрах

Новое будущее Алматы обрисовали на ХXV сессии городского маслихата. Аким города Ерболат ДОСАЕВ сообщил, что над программой работали 130 экспертов из разных областей. А еще соавторами стали и сами алматинцы, которые участвовали в общественных обсуждениях и электронном голосовании.

- По предварительным оценкам, общая сумма реализации программы до 2030 года составит 6,1 триллиона тенге. При этом большую ее половину, или 55%, составят частные инвестиции, из них в ближайшие три года планируется привлечение 1,3 триллиона тенге и оставшиеся более 2 триллионов - в среднесрочной перспективе до 2030 года, - отметил размах программы Досаев.

Как огромному городу стать доступным и понятным для каждого? Он-то разросся вдвое, принял 27 населенных пунктов. Вместе с этим ему достались и проблемы с транспортом, дефицитом школ, квартир и больниц.

А в это время старый центр продолжает хаотично обрастать новыми домами, “выжимая” квадратные метры районов, еще и наваливаясь на старую инженерную инфраструктуру. Вот и получился город разорванным: где-то он развивается, а где-то ветшает.

Чтобы сделать Алматы гармоничным, здесь по примеру Токио создадут пять новых полицентров. Один из них - “Север”, расположенный ниже проспекта Райымбек батыра, модернизируют до конца 2026 года. Тут вместо промышленных зон и ветхого жилья вырастут целые кварталы с новыми улицами и скверами. Появится в этом полицентре и большая зона отдыха вдоль БАКа, на территории бывшего “Зеленстроя” и рощи Баума.

- Полицентр “Восточные ворота” с учетом близости к международному аэропорту и трассы Западная Европа - Западный Китай будет специализироваться как логистический хаб с крупным мультимодальным транспортно-пересадочным узлом, включающим станцию LRT, автовокзал “Восточный”, линию BRT, интегрированные с пригородным общественным транспортом, - пояснил заместитель акима Алматы Мухит АЗИРБАЕВ.

В полицентре “Запад” индустриальную зону расширят, а в Боралдае появится новый железнодорожный вокзал-3. Он еще станет и базой для транспортно-логистического хаба. На “Юго-Западе” рынок “Алтын Орда” станет оптово-распределительным центром. А вместо рынка “Барлык” появится мультимодальный транспортно-пересадочный узел. Это и автовокзал “Западный”, и станции LRT, и метрополитен.

- Примыкающие к историческому центру промышленные предприятия и спецучреждения (АЗТМ, завод им. Кирова, СИЗО) будут передислоцированы. Вместо них и ветхого жилья появится квартальная застройка современного типа, а также новый деловой кластер, - объяснил Азирбаев.

Карта предпринимательства и промышленная ипотека

Алматы нужен и финансовый комфорт! Да, город остается экономическим центром, который составляет около 25% бюджета страны. Большая часть бизнеса сосредоточена в сфере услуг и торговли. При этом около 70% инвестиций вкладывается в недвижимость, транспорт и торговлю.

- Это является причиной низкой диверсификации экономики. В результате рост доходов населения замедляется. Он составил всего 1,4% с 2015 года. Это означает, что Алматы находится в “ловушке средних доходов”. Анализ международного опыта показывает необходимость изменения структуры экономики с повышением доли обрабатывающей промышленности, которая в развитых городах составляет выше 10%, - пояснил замакима Алматы Алишер АБДЫКАДЫРОВ.

Теперь приоритетом станет развитие современных и, главное, экологичных производств в автомобилестроении, пищевой и мебельной промышленности, выпуске электрического оборудования, фармацевтики и медицинских изделий, стройматериалов. Появляться такие предприятия будут в зоне малых промышленных парков. Сейчас их всего восемь. Они занимают 26,5 тысячи квадратного метра. А через несколько лет их площадь станет почти в десять раз больше.

Кстати, бизнесмены, которые захотят построить такой объект или занять там производственные площади, смогут взять льготную “промышленную ипотеку”! В качестве залога под кредит можно использовать и сами участки пром­парка. Вплотную город займется и раскруткой креативной индустрии.

- Будут созданы пространства в формате арт-центров, outdoor и indoor коворкинг и event-площадки для мастер-классов. Будет масштабирован успешный опыт Alatau Creative HUB. К 2025 году будет завершена работа по креативному кластеру Depo Art and Science Center на базе бывшего трамвайного депо. Он станет центром синергии креативных индустрий и IT, а также ядром экосистемы социальных инициатив, - рассказал Алишер Абдыкадыров.

Что все это даст экономике города? Эксперты сулят, что креативная и IT-индустрия займут до 5% в общем объеме доходов Алматы, а экспорт услуг к 2030 году вырастет до 500 миллионов долларов.

Транспортные новинки

Вокруг Алматы расположено 150 населенных пунктов. Еже­дневно из них в мегаполис въезжает 230 тысяч машин. Есть еще и большегрузы, их 15 тысяч. Такое количество автомобилей объяс­няется и тем, что сельчанам неудобно добираться до города на автобусах, в которых наблюдается дефицит. Сегодня 150 поселков обслуживают 22 пригородных маршрута. А их нужно 50!

- К 2024 году будут запущены 30 новых магистральных пригородных маршрутов, связанных с действующими маршрутами и новыми транспортно-пересадочными узлами. Будет улучшена доступность общественного транспорта, что станет одним из стимулов отказаться от личного автомобиля. Планируется внедрить зональный тариф, который позволяет при посадке в пригороде оплатить проезд до города и при пересадке на внутригородской маршрут не платить полную стоимость билета повторно, - пояснил замакима Алматы Аскар АМРИН.

А еще акимат задумал открыть до 2028 года четыре транспортно-пересадочных хаба: в районе рынка “Барыс”, вокзалов “Алматы-2”, “Алматы-3” (тот, что откроют в Боралдае) и Кульджинки.

Дышать станет легче

За прошлый год общий выброс вредных веществ в атмосферу составил 127 тысяч тонн. Больше половины - а это 70 тысяч - выдал именно автотранспорт. С начала года на 19 экопостах специалисты сделали 135 тысяч замеров. 26 тысяч авто их не прошли.

- К 2030 году после реализации плана по развитию общественного транспорта, улучшения транспортной инфраструктуры и пробивки радиальных дорог нам нужно ставить вопрос об ограничении въезда на территорию города транспорта, не соответствующего экологическим требованиям. В 2025 году будет внедрена экомаркировка автомобилей для ограничения доступа в зоны с низким уровнем выбросов, - проинформировал Амрин.

Кроме этого в течение нескольких лет город планирует перевести 1200 дизельных автобусов на газ и электротягу. До 2030 года в мегаполисе создадут сеть зарядных пунктов для легкового и общественного электротранспорта. Для алматинцев, которые не решаются отказаться от руля, к 2025 году проложат еще 60 километров велодорожек.

Более экологичным станет и сбор отходов. Уже в следующем году мусор будут делить на сухой и мокрый. Кстати, за правильную сортировку и сдачу отходов на переработку горожан будут поощрять бесплатными билетами в музеи, театры, бонусами в городских сервисах. А еще в сетевых магазинах установят фандоматы, которые смогут принимать упаковки из-под напитков, контейнеров, стеклянных бутылок и банок. Чтобы все это добро не пропало, в Алматы откроется предприятие по переработке вторсырья.

Алматы - равный для всех

Одна из целей развития - снизить инвалидизацию алматинцев к 2025 году на 6%, а к 2030-му - на 10%! И это возможно только за счет ранней диагностики и реабилитации. Для этого уже в следующем году в городе откроют научный, учебно-методический и практический центры.

- В целях обеспечения к 2030 году 75-процентной безбарьерной среды в 2023 году будет принята городская программа доступности с созданием интер­активной карты и проведением адаптации и аудита общественных объектов, транспорта, пешеходных пространств, включая остановочные пункты. Стандарты данной программы будут внедрены при корректировке генплана Алматы, - рассказала замакима Алматы Асем НУСУПОВА.

Алматинцы с инвалидностью смогут в полной мере реализовать себя. Уже в новом году город запустит спецпрограмму повышения квалификации и переобучения через центр занятости. За лучшие бизнес-планы горожане с инвалидностью могут ежегодно получать гранты до пяти миллионов тенге.

Для мам и пап

Понятно, сколько садиков и школ ни строй, а сложно угнаться за быстрым ростом населения. Поэтому сегодня очередь в детские сады превышает 18 тысяч детей. Чтобы поспеть за цифрами и всех устроить, акимат планирует размещать госзаказ в частных детсадах. К 2025 году там забронируют 15 тысяч мест.

- При новом строительстве жилых массивов будет за счет застройщиков обеспечено строительство детских садов в шаговой доступности - до 2025 года 10 тысяч мест, до 2030-го - еще на 5 тысяч. До конца 2025 года мы планируем реализовать поэтапное строительство и 10 государственных садов на две тысячи мест, - добавила Асем Нусупова.

Если же говорить о школьниках, то ежегодно их количество растет на 12-14 тысяч. Первоклассников в два раза больше выпускников! В итоге на конец прошлого учебного года 37 из 210 школ перегружены.

- Для решения этой проблемы будет реализована политика “управляемого дефицита”. Мы планируем снизить нехватку ученических мест до 7,3 тысячи к 2025 году и до 4,3 тысячи - к 2030-му. Для этого, с учетом прироста населения, к 2025 году будут построены 51 школа и пристройки к 33 государственным и 18 частным, - пояснила Нусупова.

Более доступными станут школы и для деток с особыми образовательными потребностями. Со следующего года в Алматы откроют еще шесть коррекционных центров, а в садах и школах проведут инвентаризацию, чтобы понять, чего не хватает для инклюзии. В том же 2023-м начнут программу повышения квалификации педагогов, которые работают с особыми ребятами.

Здоровая среда

В Алматы планируют задать службам первичной медико-санитарной помощи единый стандарт работы и оказания услуг. Его внедрят сначала на базе новых поликлиник. Кстати, со следующего года их намечено построить 11, а до 2030 года обновят 25 многопрофильных и спецстационаров, два роддома. До 2025-го у ЦГКБ по­явится новый корпус на 600 мест.

- До 2025 года будет реализован проект многопрофильной больницы на 200 коек в Медеус­ком районе. До 2030-го будет построена больница на 500 коек в Алатауском районе, а также намечено строительство онкологического центра на 250 коек в Медеуском районе. С 2023 года планируется поэтапная переподготовка среднего медперсонала, врачей по приоритетным направлениям с ежегодным охватом не менее 3500 специалистов, - детализировала замакима Нусупова.

Мегаполис оцифруют по полной

Чтобы город стал умным, то есть цифровым, здесь хотят внедрить и социальную карту горожанина, через которую можно будет получать соцуслуги и выплаты, перевести абсолютно все городские сервисы в онлайн. А еще на социальных объектах установят до семи тысяч камер видеонаблюдения. Изображение будет передаваться в полицейский центр оперативного управления. При этом во все устройства будет встроена функция видеоаналитики и распознавания лиц.

Такие креативные инициативы должны привести к тому, что наш город станет реально безопас­ным, удобным абсолютно для каждого алматинца. И неважно, в какой части мегаполиса он живет, главное, чтобы он чувствовал себя частью большого, умного города.

- Мы должны стремиться войти в топ-70 индекса the Global Livеability Index до 2030 года. Это интегральный индекс благо­устроенности городов, которые отражают, как сами жители оценивают комфотность жизни более чем по 30 показателям. Мы хотим увидеть Алматы в этом индексе как мегаполис с комфортными условиями проживания, точку притяжения передовых технологий, инноваций и качественного человеческого капитала со всего мира, - подытожил аким Алматы Ерболат Досаев.

Елена БАХАРЕВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть