16011

Прочная связь

На прошлой неделе в Агентстве по противодействию коррупции официально заявили о завершении расследования по одному из самых громких дел последних лет, где в качестве подозреваемого фигурирует племянник первого президента Казахстана Кайрат САТЫБАЛДЫУЛЫ.

Прочная связь
Фото с сайта inbussines.kz

Как сообщили в антикоре, следствием установлено, что известный предприниматель вместе с четырьмя подельниками занимался финансовыми махинациями, в результате чего двум крупным компаниям нанесен огромный ущерб. Но еще в ходе расследования он вернул государству активы более чем на 500 миллионов долларов. Следствием также установлено, что за рубежом у Сатыбалдыулы находится имущество еще почти на миллиард у. е. Так что конкретно натворил бизнесмен и его подручные и благодаря чему заработал такие деньжища, выяснил наш корреспондент.

Кайрата Сатыбалдыулы задержали в первой половине марта этого года и практически сразу появились слухи, что племянника Елбасы подозревают в причастности к организации беспорядков во время январских событий. Однако позже стало известно, что бизнесмена подозревают в выводе очень больших денег из двух крупных компаний. Как установил антикор, бизнесмен благодаря своим связям создал условия, при которых его фирмы нанесли ущерб двум крупным предприятиям более чем на 40 миллиардов тенге!

Первый эпизод по делу Сатыбалдыулы касается акционерного общества "Центр транспортного сервиса". Это предприятие когда-то было частью национальной компании "Казахстан Темир Жолы" и отвечало за подъездные пути, то есть за тупиковые участки железной дороги, ведущие, например, к крупным месторождениям или промышленным объектам.

Однако в 2015 году ЦТС был продан на торгах за 1,7 миллиарда тенге в рамках приватизации. Покупателем выступило ТОО "Темир Триумф". Новые владельцы планировали развивать бизнес, но столкнулись с трудностями при сборе оплаты за услуги. Если объяснять простым языком, практически у каждого пользователя подъездных путей оказывались высокопоставленные покровители, поэтому они отнеслись к свежеиспеченным хозяевам дорог без особого уважения.

И вот тогда, как указано в материалах уголовного дела, совладелец "Темир Триумфа" Марат МУХАМБЕДЖАНУЛЫ (вице-президент федерации самбо и победитель турниров по стрельбе) обратился за помощью к Кайрату Сатыбалдыулы, чтобы тот оказал влияние на тех, кто не хочет платить за услуги. Как указано в обвинительном акте, Сатыбалдыулы, "обладая неограниченными возможностями в решении различных вопросов и лоббирования интересов определенных лиц и организаций, имея широкие полномочия и непререкаемый авторитет", согласился на сотрудничество с владельцами подъездных путей.

Что же изменилось после начала их совместной работы? Каким-то волшебным образом акционерное общество начало выигрывать судебные процессы по передаче подъездных путей в собственность Центра транспортного сервиса. Изначально у компании было на балансе 307 единиц путей, а затем стало 629, хотя при приватизации 322 единицы вообще не вошли в оценку актива. Благодаря судебным решениям в период с 2018 по 2021 год с баланса КТЖ были сняты 217 путей, входящих в магистральную железнодорожную сеть.

Но даже получив контроль над широкой сетью железных дорог, Центр транспортного сервиса должен был работать по установленным государством тарифам, что явно ограничивало прибыль предприятия. Вот здесь и пригодился "непререкаемый авторитет" - департаменты комитета по регулированию естественных монополий, относящегося к Министерству национальной экономики, без особых проблем утверждали завышенные тарифы Центру транспортного сервиса, в том числе якобы в связи с необходимостью ремонта путей. Однако, как установило следствие, дополнительную прибыль, полученную для инвестирования в железные дороги, из ЦТС выводили через подставные фирмы и фиктивные соглашения об оказании услуг. Всего антикор выявил восемь таких компаний.

Расследование также выявило, что руководители Центра транспортного сервиса придумали еще одну схему для повышения прибыли: они создали компанию, которой передали в управление часть подъездных путей, и тариф для нее сделали очень даже выгодный - примерно в 2,5 раза выше республиканского! Фирма получила название "Арман Кала Лтд", позже ее преобразовали в ТОО "Arman Kala Limited", а одним из учредителей предприятия стал небезызвестный бизнесмен Рашит МАХАТ. Не так давно его имя активно муссировалось в прессе, поскольку предприниматель стал жертвой вымогательства 50 миллионов тенге со стороны журналиста Махамбета АБЖАНА.

По расчетам антикора, игра на тарифах принесла Центру транспортного сервиса сверхприбыль в размере 28,6 миллиарда тенге, а деньги эти были выведены из компании и похищены. В связи с этим следствие квалифицировало действия Кайрата Сатыбалдыулы, Марата Мухамбеджанулы и еще одного топ-менеджера АО Гайни БЕКЕТОВА по статье 189 Уголовного кодекса "присвоение или расстрата чужого вверенного имущества".

Еще два преступления, вмененных племяннику первого президента, связаны с деятельностью акционерного общества "Казахтелеком". В первом случае речь идет об оказании агентских услуг по привлечению клиентов. До 2016 года национальный оператор связи активно сотрудничал с компаниями, привлекавшими новых абонентов, и давал им скидки на свои услуги. Однако с 2017 года в АО было принято решение отказаться от этой практики.

Но, как установили борцы с коррупцией, запрет распространялся далеко не на всех. Например, ТОО "Nomad Transit Logistics" по каким-то причинам продолжило оказывать посреднические услуги "Казахтелекому", получая за это скидки до 76 процентов! Следствие пришло к выводу, что стояли за этой компанией люди, связанные с Кайратом Сатыбалдыулы. В частности, решением всех оперативных вопросов занимался некий Чингиз КОНУРБАЕВ, бывший борец греко-римского стиля из Киргизии.

А в "Казахтелекоме" активную помощь Сатыбалдыулы оказывал руководитель дивизиона по корпоративному бизнесу акционерного общества Леонид МУРАВЬЕВ. В частности, благодаря ему у Nomad Transit Logistics действовало эксклюзивное соглашение с оператором связи, позволяющее выступать посредником и продавать услуги.

Причем в "Казахтелекоме" еще в 2019 году узнали, что это сотрудничество приносит компании убытки. Внутренняя проверка установила: акционерное общество недополучило 760 миллионов тенге, но в нацкомпании никаких мер предпринимать не стали.

Возможно, сказался тот факт, что к тому моменту Кайрат Сатыбалдыулы уже был крупным акционером "Казахтелекома" через ТОО "Алатау Капитал Инвест" и люксембургскую фирму Skyline Invest Company S.A. Его доля в предприятии превышала 28 процентов.

Следствием также установлено, что людям Сатыбалдыулы удалось впихнуть еще одну прокладку между "Казахтелекомом" и его клиентами. Часть телекоммуникаций, по которым проходят каналы связи, принадлежит не "Казахтелекому", поэтому оператор вынужден брать их в аренду. Какое-то время нацкомпания работала с владельцами сетей напрямую, но потом в игре появилось ТОО "Qaztelcom.kz". С ним тоже было подписано соглашение о сотрудничестве, благодаря чему эта организация стала выполнять функции посредника.

А еще выяснилось, что у Qaztelcom.kz каким-то образом появился доступ к двум каналам связи "Казахтелекома", используемым для служебных целей, однако через них шел коммерческий трафик. То есть компания умудрялась продавать услуги связи там, где это было в принципе невозможно.

Действия Сатыбалдыулы, Конурбаева и Муравьева следствие квалифицировало по двум эпизодам статьи 195 Уголовного кодекса - "причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения", а ущерб превысил 12,7 миллиарда тенге. Любопытно, что заявление на акционера и его людей написал председатель правления "Казахтелекома" Куанышбек ЕСЕКЕЕВ.

Ну и самое главное - все пятеро фигурантов уголовного дела признали свою вину, в связи с чем судебный процесс должен пройти в сокращенном порядке, то есть без исследования доказательств. Обычно в таких случаях фигуранты заключают процессуальное соглашение, но в этот раз им было отказано в этой норме. Впрочем, деятельное раскаяние и погашение ущерба обязательно учтут при определении наказания, и, вероятнее всего, подсудимые получат реальные, но относительно небольшие сроки.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть