2749

Не надо пороть горючку!

С начала этой недели солярка в Казахстане отпускается по талонам, хотя запасов дизельного топлива, как заверяют в Министерстве энергетики, в стране достаточно.  “Но зачем ограничения, раз проблем с объемами нет?” - задаются вопросом и работники АЗС, и водители.

Не надо пороть горючку!

Сложности с заправкой дизтопливом довольно четко обозначились еще 16 августа, когда водители большегрузов устроили акцию протеста в Талдыкоргане. Они просто не могли найти солярку. Руководитель управления предпринимательства Жетысуской области Дияс СЕРИКОВ тогда сообщил, что дефицит дизельного топлива действительно есть, причем не только в регионе, но и в стране в целом.

- Это связано не только с сельхозуборкой, но и с осуществляемым в летний период транзитным переездом, - сказал чиновник.

В то же время в Алматы солярка продавалась лимитированно - не более 20 литров на бак. Зато Министерство энергетики рапортовало: казахстанские фермеры для проведения осенне-полевых работ обеспечены дизельным топливом в полном объеме. Казалось бы, если у аграриев все в порядке, то и остальным волноваться не о чем…

Однако неделю спустя, 22 августа, вступил в силу приказ все того же Минэнерго об установлении дифференцированных цен на дизельное топливо. Согласно ему вводится лимит: при предъявлении отечественного водительского удостоверения отпускается 100 литров в день по цене 230-260 тенге за литр в зависимости от региона, а для грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов (казах­станских же) утвержденный лимит в сутки составляет 300 литров по той же цене. Остальной категории лиц (читай: водителям иностранных транспортных средств), а также свыше указанных лимитов дизельное топливо будет отпускаться по 450 тенге за литр.

На заседании правительства 23 августа министр энергетики Болат АКЧУЛАКОВ сообщил, что запасы солярки на НПЗ составляют порядка 50 тысяч тонн, однако отгрузка осуществляется нестабильно, “в недостаточном количестве поставляются порожние вагоны-цистерны, наблюдается увеличение сроков доставки вагонов до пунктов доставки”. Это тоже несколько запутало ситуацию: если дизтоплива на заправках не хватает из-за задержек с вагонами, то при чем тогда дифференцированные цены?

Объясняя это, Акчулаков делал акцент на том, что в странах - членах ЕАЭС стоимость дизельного топлива гораздо выше, чем у нас: в Армении - 758 тенге за литр, в России - 446 тенге, в Кыргызстане - 412, а в Беларуси - 446 тенге. И лимит введен для “недопущения перетоков и сокращения объемов потребления более дешевого казахстанского дизельного топлива транзитными автомобилями”.

А премьер-министр Алихан СМАИЛОВ даже пригрозил наказанием сетям АЗС, которые позволяют себе “баловаться” (так он выразился), заправляя транзитный транспорт дизтопливом в ущерб казахстанским водителям. Дескать, недобросовестные заправщики предпочитают продавать по 450 тенге иностранцам, нежели по 230 согражданам.

Заправщики на это отвечают печальным смехом.

- Мы не можем продать солярку по 450 тенге, не берут ее по такой цене, - говорит старший менеджер столичной сети АЗС Алексей МАРКЕЛОВ, с которым я пообщался в пятницу. - Сейчас мы отпускаем по талонам не более 300 литров для грузовых по 230 тенге. К тому же ее очень мало - нам отгружают всего 500-800 литров в день! О каком предпочтении продавать дизтопливо иностранцам может идти речь?!

По его словам, дефицит солярки в конце лета традиционен, поскольку уборочная кампания всегда опустошает хранилища, и потребитель обычно к этому готов. Но в этот раз Минэнерго усугубило проблему, фактически ограничив АЗС в продаже даже того топлива, которое есть.

- Довольно странно запрещать транзитнику заправляться у нас по обычной цене, опасаясь того, что он пересечет границу, сольет топливо и продаст, - размышляет Алексей. - В итоге иностранные дальнобои заправляются, например, в Кыргызстане, проскакивают нашу республику и снова заправляются уже в России. Вопрос: нам какая от этого выгода? Если дизтоплива в стране достаточно, в чем проблема? Давайте будем его продавать в розницу, как обычно.

Мой собеседник считает, что причину нынешнего ажиотажа следует искать даже не в том, что солярку продают лимитированно и по разной цене, а в сокращении объемов отгрузки на АЗС, которое несколько противоречит официальным заявлениям о запасах.

В минувший четверг Акчулаков провел брифинг, на котором призвал казахстанцев не создавать ажиотаж с дизельным топливом. Он тоже отметил, что сезонное потребление, с июля по сентябрь, является пиковым для дизтоплива. Но опять-таки указал на транзитников как на источник всех бед.

- В связи с тем, что сейчас есть большое количество транзитного транспорта и наблюдается несанкционированный переток дизельного топлива через АЗС, рост продаж и потребления этого вида топлива вырос в два, местами в два с половиной раза по сравнению с нормальными режимами потребления в стране, - заявил он. - Топливо в стране есть, заводы работают, и нефть в стране добывается в достаточном количестве. Нужно оптимизировать сейчас логистические цепочки, сократить несанкционированный переток. Вопрос логистики - это вопрос нескольких дней. Ситуация, на мой взгляд, должна нормализоваться.

- Можно понять нежелание наших властей продавать дешевое топливо иностранцам, - соглашается водитель-дальнобойщик Равиль СУХАНОВ. - Но я ведь не иностранец. Однако теперь могу заправить за раз только полбака. Потом, если не успею пересечь границу, мне нужно будет еще найти родную заправку, где солярка есть, и выстаивать очередь, чтобы снова залить полбака. А если я границу пересеку, то без проблем залью, сколько мне надо. В чем тут логика для нашей экономики? Не понимаю.

Равиль считает, что лимит на дизтопливо для казахстанских водителей однозначно указывает на то, что проблемы в этой сфере будут только нарастать как снежный ком.

Но Минэнергетики, похоже, сфокусировалось именно на вопросах скрупулезного учета того самого топлива, которого, по словам министра, хватает. Как сообщил Акчулаков, возглавляемое им министерство совместно с заинтересованными госорганами начало прорабатывать создание модуля для регистрации покупателей дизтоплива.

- Например, потребитель заезжает на заправку и заправляет положенные ему сто литров и уезжает, - пояснил министр. - Чтобы у него не было интереса это топливо где-то слить и поехать заправиться еще раз, для этого и нужна информационная система. Все АЗС будут в одной базе, и сразу станет видно, сколько литров в какой день и на какой заправке потребитель уже купил.

Иными словами, в нефтедобывающей стране будет внедрена система слежения за тем, чтобы кто-нибудь не залил себе лишний литр топлива. Идея сама по себе настолько свежая, что критиковать ее, наверное, даже рано. Пока можно лишь высказать пожелание: было бы за чем следить.

Правда, возникают и другие мысли. До солярки были проблемы с наличием сахара. Хотя правительственные мужи уверяли, что этого продукта достаточно. Как возник дефицит с ажиотажным спросом, теперь, когда сахар спокойно покоится на полках магазинов, уже, наверное, трудно понять, хотя крайнего нашли - уволили вице-премьера, министра торговли. Сейчас вот дизтоп­ливо, которого вроде бы как “в достатке”, у всех на устах. А может, это элементарный саботаж, провокация? Или обман? Кто на этот раз будет крайним?

Владислав ШПАКОВ, фото Олега СПИВАКА и Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть