1674

Проверка на халтуру

В двух регионах Казахстана ведут уголовные расследования по факту приема в эксплуатацию некачественно построенных дорог. Об этом сообщил на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ.

Проверка на халтуру

Премьер Алихан СМАИЛОВ был предельно откровенен в дипломатических выражениях:

- В последнее время поступают многочисленные жалобы касательно неудовлетворительного качества местных дорог. Население вынуждено ежедневно ощущать на себе результаты бесконечных ремонтов на одних и тех же участках!

Министр Ускенбаев в ответ доложил, что в этом году было отобрано 9 тысяч проб асфальта с разных городских дорог для проведения контроля качества. Лабораторный анализ показал, что нормам не соответствует почти треть образцов!

Лидируют по плохому качеству дорог Шымкент, где 71 процент проб показал халтурную работу, Мангистауская область с 61 процентом и Алматы - 56 процентов. От 40 до 50 процентов проб не соответствовало требованиям в Восточном и Западном Казахстане, а также в Туркестане.

- Несмотря на имеющиеся замечания, заказчики продолжают принимать объекты в эксплуатацию, - практически расписался в бессилии министр. - Надежда только на контролирующие органы: по таким фактам в отдельных регионах уже возбуждены уголовные дела.

Так, в Актюбинской области департамент экономических расследований возбудил уголовное расследование по факту некачественного исполнения и приемки дорог после замечаний центра качества, а в Шымкенте антикоррупционная служба завела дело по факту фиктивного подписания актов.

Глава Мининдустрии назвал и другую проблему, остро стоящую перед отраслью: не все регионы соблюдают паритет в финансировании дорожных работ с центром. Этим грешат в Запад­­но-Казахстанской, Северо-Казахстанской областях, Костанае, Павлодаре.

- Например, несмотря на поручение президента, в Западно-Казахстанской области фиксируется низкий темп улучшения состояния автодорог. По итогам прошлого года нормативное состояние дорог региона составило 39 процентов при среднем республиканском значении 80 процентов. Акиматом Западно-Казахстанской области в текущем году выделено 2,6 млрд тенге, что составляет всего 10 процентов при необходимом финансировании в 30 процентов от всего бюджета, - посетовал Ускенбаев.

Он пообещал, что до осени представит правительству новые идеи для усиления качества и контроля работ в автодорожных проектах.

А пока министр выступил с другим предложением: попросил премьера снизить планы строительства... жилья в Нур-Султане и Алматы. Потому что до конца этого года в Казахстане смогут ввести только 15,1 млн квадратных метров (137,7 тысячи жилищ) из запланированных в нацпроекте “Сильные регионы - драйвер развития страны” 18 млн.

- Руководством городов Нур-Султана и Алматы предложено ежегодно вводить в эксплуатацию объемы жилья исходя из готовности инженерной инфраструктуры: в столице не более 2 млн квадратных метров и в Алматы не больше 1,5 млн. Об этом было доложено главе государства. Просим поддержать предложение на снижение плана ввода жилья в текущем году в объеме 15,1 млн “квадратов” и начиная с 2023 года предусмотреть объемы жилищного строительства с ежегодным приростом в 200 тысяч квадратных метров, - высказался Ускенбаев.

Он объяснил, что из-за урбанизации и роста объемов нового строительства с каждым годом растет нагрузка на имеющуюся инфраструктуру, а также увеличивается потребность в энергоресурсах. Нур-Султан и Алматы испытывают дефицит инженерной инфраструктуры, питьевой воды, тепло- и электроснабжения, а также отведения канализационных стоков.

Но по другим показателям нацпроекта МИИР идет с небольшим опережением. Так, доступом к услугам водоснабжения обеспечены 18,4 млн человек при плане 18,2 млн. Полностью обеспечены водоснабжением атыраусцы и кызылординцы.

Уровень очистки сточных вод в городах при плане 74,9 процента составил 75,7 процента. Полностью исполнены плановые показатели по уровню обеспеченности общедомовыми приборами учета тепла и воды.

Из-за объективных причин не достигнут план по транзитным перевозкам через Казахстан.

- Недостижение планового значения 25,3 млн тонн (фактически - 23,8 млн тонн) связано с введением жестких санитарных ограничений со стороны Китайской Народной Республики, что снизило пропускную способность приграничных железнодорожных переходов в два раза. На Китай приходится 70 процентов всего объема транзитных перевозок, или более 15,4 млн тонн. Это сказалось и на достижении показателя по увеличению контейнеропотока в транскаспийском направлении, - обратил внимание министр.

Напомним, в КНР сократили прием и передачу поездов на границе с 18 до 12 пар поездов.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть